Иссык-Куль: музей петроглифов в Чолпон-Ате

После осмотра Культурного Центра "Рух Ордо" во второй половине дня мы решили посетить музей петроглифов, он находится всего в 4,5 км от "Рух Ордо".

IMG_5685

Решили дойти до него пешком, благо стояла прекрасная солнечная погода. Сначала шли вдоль шоссе, огибающего Иссык-Куль. Прошли мимо небольшой мечети:

IMG_5609

Затем повернули направо, и отправились по старой взлётной полосе в сторону гор (озеро осталось за спиной).
Идём всё время чуть вверх, приближаемся к горам:

IMG_5614

Оглядываясь назад, снимаю виды на Иссык-Куль:

IMG_5622

IMG_5623

IMG_5625

IMG_5626

IMG_5630

И вот, наконец, впереди виднеется музей:

IMG_5631

На территории около 42 гектаров представлены тысячи камней с древними наскальными изображениями сцен охоты, быта и войн.

IMG_5633

В музее представлены доисторические монументальные изображения: кромлех, надгробные памятники, приграничные каменные ограды, а также петроглифы, датируемые 2000 до н.э. – 4 веком н.э. На камнях имеются таблички, на которых написано время ее создания и ее предназначение. Обойти Каменный сад, можно следуя по нескольким маршрутам, обозначенным стрелочками.

IMG_5634

Считается, что лучшее время для посещения музея – раннее утро или поздний вечер, когда четко видны очертания рисунков, а атмосфера наполнена звуками утренних или вечерних молитв. Возможно, раньше на месте музея был храм, где древние люди молились богам, в особенности богу солнца. Размер валунов варьируется от 30 см до трех метров.

IMG_5635

Многие из рисунков выполнены в Сака-Скифском стиле: изображения охотников, сцен охоты с участием прирученных снежных леопардов. Один рисунок изображает охотящихся леопардов в движении. Это единственное изображение такого плана в Центральной Азии.

IMG_5636

Большая часть валунов развернута на юго-восток и юго-запад, именно поэтому есть основания связывать их происхождение с проведением религиозных обрядов. Предполагается, что кромлехи служили астрономическим инструментом. Символ Солнца часто сопровождается колесницами, изображенными на скалах вместе с образами людей (охотников) и животных. Среди образов животных чаще всего встречается образ оленя, причем для Алтая, Семиречья и Южной Сибири более характерен образ Матери-оленихи. Примечательно, что одно из крупных кыргызских племен носило название Бугу (Красный Олень). Хотя, не исключено, что Кыргызы переселились в этот район многим позже после появления рисунков.

IMG_5637

С распространением Ислама искусство наскальных рисунков постепенно изжило себя, т.к. наскальные изображения были под запретом. Тем не менее, многие из образов, использованных в петроглифах – изображения рогов, крыльев, лап – до сих пор встречаются в узорах шырдаков (кыргызских войлочных ковров) и других изделиях народного ремесла.

IMG_5649

Наскальные рисунки были нанесены металлическими или каменными инструментами, покрашены. В течение нескольких веков под влиянием палящих солнечных лучей петроглифы приобрели черный и коричневые оттенки. Недавние попытки, предпринятые с целью сохранить рисунки, были сдержаны противоречивыми мнениями о том, что химические вещества могут губительно воздействовать на артефакты.

IMG_5653

С территории музея открывается прекрасный вид на озеро:

IMG_5654

IMG_5656

IMG_5657

IMG_5658

А еще прямо по территории музея свободно гуляли чьи-то козы. Получилось очень атмосферно: разные козы и олени изображены на древних камнях, и тут же они живьём, в яви.

IMG_5668

IMG_5676

IMG_5680

IMG_5682

IMG_5683

Вдоволь насмотревшись на древние петроглифы, мы пошли обратно к шоссе, там сели на маршрутку и поехали домой в Бостери. Этот замечательный день ознаменовался еще тем, что я наконец-то искупалась в Иссык-Куле!