В Хорватию на машине

Мы уже четвертый год ездим на летний отдых из Санкт-Петербурга в Хорватию на машине. Поэтому у нас накопилось немного опыта, которым решили с вами поделиться. Надеемся, он будет полезен. Также жду ваших замечаний и советов в комментариях!




На фото участники пробега Garbage Run, проехавшие из Голландии по всей Европе и стоящие в очереди на границе Венгрии с Хорватией. Мы стоим в ней же


Целью нашей поездки является посещения новых мест, а не скорейшее прибытие на море. Поэтому мы едем за 4 или 5 перегонов. В первые поездки были 4 перегона и остановки на 2 ночи в Кракове и Будапеште соответственно, потом выбираем 5 перегонов  и 4 ночёвки в новых городах. В чужих отчётах читал о переезде СПб-Хорватия (Опатия) с одной ночёвкой в Варшаве и выездом из СПб в ночь.

1 Документы и автомобильные сборы.

Т.к. мы едем (и на обратном пути въезжаем) через Латвию, то сделали Диагностическую карту даже на новую машину. Т.к. едем в Хорватию (и через Чехию), то берём с собой комплект ламп, которые можно заменить самостоятельно. Т.к. на обратном пути поедем через Австрию и Германию, то наклейка RUS приклеена. Многие считают это лишними тратами, но мне проще все это иметь.

Также взята шторка на лобовое стекло (если забыли, в супермаркете она дешевле, чем на заправке) и ремкомплект для починки прокола (куплен в первую поездку, возится как оберег, тьфу+3). Не забудьте жидкость для мытья стекол, чтобы отмывать лобовое от насекомых. Любая бытовая из супермаркета подойдёт, и двухлитровую бутылку ополаскивать стекло после мытья.  Перед первой поездкой задумался о покупке чехла на всю машину от солнца, но не купили. Он может пригодиться, если вы приехали и все время (допустим, пару недель) не ездите на машине. Но в таком случае проще лететь на самолёте. Вот что бы купил, так это какие-нибудь закрывашки на дворники.

Если у вас бокс на крыше, или, тем более, велосипеды, вы наверняка не сможете парковаться на закрытых парковках и будете платить за паром по более высокому тарифу. Если машина переведена на газ, то на закрытые парковки им запрещен въезд (возможно, есть исключения).


2 Граница.

Мы по дороге туда границу переходим в Шумилкино. Основные причины:

  • Эстонцы в отличие от латышей не смотрят ДК, бутерброды, вообще ничего не смотрят кроме VIN (двери и багажник просят открыть, но не более)

  • У них нет системы с "бегунком", как у латышей

  • По отзывам, они работают гораздо быстрее

  • До Гребнева надо ехать по платной дороге

  • На эстонской границе нормальный дьютик (учтите, что в Эстонию очень мало спиртного можно ввезти. Точно не помню, в дьютик подскажут)

Почему Шумилкино, а не Нарва - мы через Нарву никогда не ездили (после того, как граница появилась), и в Шумилкино меньше народа (опять же, по отзывам).

3 Выбор ночёвок

Т.к. мы стараемся погулять по городу, то для ночёвок (кроме первой в Литве) стремимся выбирать интересные новые города. С каждым годом это становится все сложнее :-)

Вот наши маршруты:


  • Каунас - Краков (2 дня) - Будапешт - Пула

  • Каунас - Люблин - Будапешт (2 дня) - Сплит

  • Рига - Варшава - Брно - Марибор - Сплит

  • Марьямполе - Ченстохова - Баньска-Штявница - Загреб - Сплит

Отели и квартиры бронирую заранее, через Букинг или ЭйрБнб (если вы ещё не воспользовались скидками, читайте и пользуйтесь). В эту поездку все места были очень хороши, рекомендации читайте в оригинале статьи в моем блоге https://andrew-vv.livejournal.com/6682.html дабы не нарушать правила.

4 Карты и навигация

Предварительно маршрут (точнее, расстояние и время в пути между ночёвками) оцениваю на гуглокартах. Тему навигатора в машине раскрывать не буду, каждый использует то, что ему удобно. А при отмене роуминга внутри ЕС стало гораздо проще и дешевле использовать программы, подгружающие пробки, те же гуглокарты. Рекомендую посмотреть национальные дорожные сайты с информацией о ремонтах, для стратегического выбора направлений.

Список сайтов

Стратегический вопрос - ехать по платным дорогам или бесплатным, о чем читайте далее.

5 Платные дороги

В Польше и Хорватии платные дороги действуют по системе "въехал, взял талончик, выехал - оплатил". Оплата зависит от расстояния. В Чехии, Словакии, Словении, Венгрии и Австрии оплата автобанов по виньеткам: купил виньетку, наклеил ее на лобовое стекло, и езди сколько угодно в течение срока действия (год, месяц ии неделя / 10 дней). Виньетки проще всего купить на заправке  перед въездом в страну. В Венгрии виньетка электронная, ее не надо наклеивать и можно купить онлайн на официальном сайте https://ematrica.nemzetiutdij.hu/. В сети много сайтов-посредников, предлагающих купить ее немного дороже, поэтому будьте внимательны. Верификация карты 3D secure идёт на венгерском языке, но все понятно. В 2018 электронные виньетки внедрены в Австрии и Словакии, но там я их не покупал и ничего сказать не могу. Как понимаю из официальных сайтов, в Австрии электронные виньетки используются вместе с наклеиваемыми, а в Словакии (как и в Венгрии) теперь только электронные.

При оплате с будками не заплатив с дороги не съедешь, а в странах с виньеткам на автобанах ездят проверяющие машины и штрафуют нарушителей. Виньетка обязательно должна быть приклеена по правилам в нужном месте лобового стекла и, при необходимости, ещё и заполнена, иначе штраф. В Венгрии электронное отслеживание, номер считывается при въезде на платную магистраль. Если вы не оплатили, вас могут оштрафовать или на самой магистрали, или прислать штраф по почте (для стран ЕС).

В правилах оплаты дорог Венгрии сказано, что если вы случайно заехали на платную магистраль, то у вас есть 60 минут, чтобы приобрести виньетку, это можно сделать на заправке. Некоторые считают, что этот пункт позволяет проехать менее часа по магистрали без оплаты. Это не совсем так, вас могут оштрафовать и на обычной дороге, и прислать штрафуют по почте. Чтобы точно не платить, нужно в течение 60 минут после въезда на магистраль успеть выехать из Венгрии и не въезжать в нее в течение 2 лет (в правилах указано, что документы об оплате виньетки надо хранить 2 года, наверняка это срок давности).

Нужно ли покупать виньетки или можно проехать бесплатными дорогами? Для Словакии скорее нет, т.к. в направлении север-юг платники практически не дают выигрыша по времени. Если ехать в Историю через Чехию - Австрию - Словению, то лучше купить во всех странах. Тем более, что по Словении можно проехать почти до побережья, сэкономив на хорватских платниках.

При поездках по Хорватии на короткие расстояния, например, Шибеник - Задар, можно на платную не заезжать. На большие расстояния такая езда утомляет населенной, серпантинами и сложностью обгона медленно едущих. Мы пытались проехать так от Пулы до Сплита, устали в районе Риеки, а к Задару, где ближе всего въезд на платную, задолбались совсем.

И платные дороги не гарантируют быстрый проезд, т.к. на них могут быть и ремонты, и аварии с пробками. При нас в Венгрии перекрывали автобан для посадки медицинского вертолета. А в Хорватии перекрывали движение на некоторых участках для тушения лесных пожаров.

6 Топливо

Перед выездом из России бензином мы заправлялись на ПТК перед самым КПП (при оплате картой скидка 1 рубль с цены литра). Дизелем я там не рискнул, заправлялся на ГПН на выезде из Пскова (у Ленты). Причем на дорогу СПб (Ленинский пр.) - Псков я потратил всего 17 л. Мог бы не заправляться в ночь перед поездкой, тем более, что в Пскове дизель дешевле.</p>

В Польше и Венгрии цены на топливо я смотрю на сайтах местных Ашанов, там же и заправляюсь, т.к. это практически самая низкая цена в округе. По ощущениям, т.к. записи не делал, в Польше самые низкие цены, сравнимые с Австрией и Словенией. В Латвии, Литве и Венгрии немного дороже. В Словакии ещё дороже, причем дизель дороже 95. Цен Чехии не помню, т.к. давно не ездил. Хорватия самая дорогая.

Общие правила: на автобанах дороже, чем на обычных дорогах, на окраинах городов дешевле, чем в центре, у международных сетей дороже, чем у местных.


Тонкость заправок у Ашанов: сперва заправляешься (штук 10 колонок), потом проезжаешь мимо будки с кассиром, который после оплаты открывает шлагбаум на выезд. Снимать шланг с колонки нужно только после оплаты предыдущего заправившегося (когда цифры литров и денег обнулятся). Иначе топливо вам не пойдет.

И заправляйтесь на колонках с 1 по 10, чтобы можно было на пальцах показать номер в случае непреодолимого языкового барьера ;).

7 Парковки

При выборе ночёвок стараемся смотреть те, у которых собственная парковка, а не "на прилегающей территории" т.е. на улице. Хотя и на уличных парковках проблем (тьфу*3) не было. Для уличной парковки имейте запас мелочи (особенно в местной валюте), далеко не все паркоматы принимают карты.

8 Покупки

Хорватия - дорогая страна. Готовим мы в апартаментах сами. Поэтому все, что нам нужно из продуктов длительного хранения и хозтоваров, мы покупаем в польских Ашанах. В этом году заехали в венгерский, и поняли, что он ещё дешевле, и огромный выбор недорогого местного вина (советую купить много, в Хорватии оно дороже, а таможенного контроля на границе нет). Почему Ашан, а не Карфур или Теско - Ашанов гораздо больше и они несколько дешевле. Почему не Лидл - в нем гораздо меньше выбор. Там же мы покупаем продукты для завтраков и ужинов по дороге и обедаем в фудкорте. Ну и бесплатный туалет, в отличие от большинства заправок. Вот только не рекомендуем Ашан в Белостоке на выходных и сразу после - сметено почти всё.

9 Тугрики

Вся не Евро валюта н нас в просторечии называется тугриками. Это злотые в Польше, форинты  в Венгрии и кроны в Чехии (ну и куны в Хорватии). Все курсы и расчеты я делаю на https://xe.com/. В принципе, их можно и не менять, практически везде берут карты, но есть места, где нужны именно они:

  • Некоторые отели берут только наличные. Некоторые из них принимают и Евро, хотя курс конский, а некоторые только свои тугрики. Уточняйте в переписке после бронирования.

  • Паркоматы в городах мало где берут карты, нужны монеты, а парковки тоже могут не брать Евро.

  • Туалеты, на заправках (если ничего не покупать) и в городах. Причем в Будапеште мы с трудом нашли тот, в котором брали евро (у фуникулёра к Дворцу от Цепного моста).

  • Маленькие радости типа мороженного, ягод-фруктов на рынках и у дорог.

  • Кафе и рестораны, не принимающие карты. Особенно много в Чехии (и Словакии, но там Евро). Поэтому всегда уточняйте про карты перед заказом. Иначе придется бежать в банкомат, как мне в Брно около полуночи.

В Хорватии наличные деньги нужны в несколько больших местах, чем в дороге, как впрочем, и в других курортных местах:

  • Лодочки и кораблики

  • Такси и автобусы

  • Рынки и мелкие лавочки

  • Развлечения на пляже и около

  • Оплата визита к врачу (если ВЗР согласовало оплату чеков после возвращения)

  • Оплата жилья на месте (хотя наверняка многие возьмут и в Евро)

Мы выбираем лучший курс обмена Евро на Куны и меняем без комиссии в отделении банка в Сплите. Обменники есть во всех туристических местах, но их курсы и комиссии я не изучал. Если ваш банк позволяет снимать без комиссии в своих банкоматах в других странах - не забудьте посмотреть на карте, где ближайшие. Если снятие без комиссии в любых (как у Тинькофф), то банкоматы есть практически везде, за исключением, может, маленьких деревень.

И всегда при оплате картой выбирайте вариант оплаты в местной валюте. Это практически всегда выгоднее, а некоторые банки эквайринга даже берут дополнительный процент за конвертацию, если выбираете евро или доллары. Причем в польском Ашане указывают необходимость конвертации, не  спрашивая клиента, поэтому лучше сразу предупреждать об этом.

10 Еда

Утром и вечером мы обычно питаемся сами в апартаментах или отелях (благо во многих есть общие кухни). Бутерброды, овощи, кофе утром / пиво вечером, фрукты, плюшки. Выходит сытней и дешевле, чем отельный завтрак за 5 евро на человека. Днём в пути всё чаще едим в фудкортах торговых центров, совмещая с покупкой еды на вечер и заправкой.

11 Граница с Хорватией

На границе с Хорватией производится проверка паспортов, не гражданам ЕС ставят штампы выезда из Шенгена и въезда в Хорватию. Все занимает пару-тройку минут на машину. На крупных пропускных пунктах для не граждан ЕС свой коридор, ехать надо обязательно через него, т.к. граждане ЕС просто показывают свои ID card. В отдельной очереди есть свое преимущество, т.к. ЕСовских машин гораздо больше и в очереди можно встать надолго. Если вы едете не по платным дорогам, то можно попасть на пропускной пункт "для местных". Через него вас не пропустят, т.к. у них нет печатей поставить штампы в паспорт.

12 Дороги в Хорватии

Обычные дороги в Хорватии хорошие, покрытие лучше чем, например, в Словакии или Латвии. Но горный рельеф - это постоянные подъемы и спуски, стоп-линии перед перекрестками на значительном уклоне, достаточно узкая проезжая часть, возможно с каменной стенкой с одной стороны и обрывом с другой, вот пример из соседней деревни:



Все это потребует навыков трогания в горку с ручника, спуска с горы с торможением двигателем, особенно на автомате, уверенного чувства габаритов. Эти навыки понадобятся и при погрузке на паром, особенно если вас будут загонять на верхнюю палубу. На многих перекрестках стоят зеркала для обзора, сперва не совсем понятно, откуда кто едет, но если видите в нем машину - лучше пропустите.

13 Отношение к русским

Никакого. Вообще. И в пути, и в Хорватии (где отдыхает пол-Европы). Иногда аборигены офигевают от номеров, особенно когда навигатор заведет на выселки. Когда мы в этом июле стояли в очереди на венгерско-хорватской границе вместе с голландским пробегом Garbage Run (фото в начале поста, можно представить, какие там участники), только некоторые обращали внимание на номера и радостно махали нам "Русия!".

Еще немного Хорватии






Наши не выиграли...
Рыба нулевой свежести
День рыбака в Йелса








Оригинал статьи в моем блоге https://andrew-vv.livejournal.com/6682.html
Добавляйте в друзья, чтобы следить за обновлениями http://www.livejournal.com/friends/add.bml?user=andrew_vv

Карта должна быть "Мастер-кард" ещё. В Чехии меняют рубли, то есть супер-нужды таскать евро туда нет.

Да и вообще, евро имеет смысл тащить туда, где он ходит, иначе проще снимать тугрики с карты.
а что, есть обязанность платить штраф сразу на месте ? а если нет денег ?
они же понимают что ты тупо выкинешь их квитанцию) У меня как сувенир лежит такая из Монако бгг

вообще они задерживают права, потом типа можешь ехать в участок и после того как оплатишь можешь их забирать.
разве законно изымать права за небольшое превышение скорости ?
хз мне на тот момент нужно было проехать еще 400/500км, я предпочел разобраться на месте. Доказывать что-то людям практически не говорящим на английском достаточно тяжело.
не описаны процессы заправки и оплаты платных парковок
для номеров из РФ платишь за пару часов и гуляешь сколько влезет, главное что бы талончик висел)

заправка постоплата, залил оплатил. Иметь местные тугрики не нужно, все картой.

наличие жидкости от мух и щетки актуально только для Белоруссии и РФ. В ЕС ВЕЗДЕ есть ведра с щетками.

жидкость от мух и щетка помогают БЫСТРО отмыть все трупики, а не долго и нудно елозить губкой на заправке
у меня проблем не возникало, всегда справлялся пока заправлялась машина.
Заправок автоматов там не видел, везде обычные, что про них писать?
С парковками тоже как везде: на уличной выбрал время, талон под стекло; на закрытой талон на въезде, при выезде оплатил и минут за 10 должен выехать
ну вон пишут что сначала заливаешь а потом платишь. У нас наоборот.
где это "у нас" наоборот?
По России ездил не много, но практически везде, где был, постоплата
Венгрия, Словакия - виньетки брал, но ничего не клеил, сказали всё электронное...

А чей шенген нужно брать чтобы ехать в Хорватию?

В Хорватию можно по любому шенгену-мульту (наверно кроме национального, хотя это редкость, я о таком не узнавал)

Ну а если нет активного шенгена? В посольство какой страны идти? Первой по въезду?

В СПб - в Финское ;)
А так по правилам - в страну первого въезда
Если на самолете - то можно просто хорватскую визу сделать
Насколько безопасно оставлять машину ночевать на улице в Хорватии? Учитывая, что она с российскими номерами.

Помню, в Черногории у мужика ночью сняли колесо с БМВ. Поэтому сложилось ощущение, что на Балканах очень быстро разбирают чужие машины.
Мы живем на острове, и в небольшом городе.
Тут в принципе безопаснее.

Ну а про снятие колес - скорей смотрят на модель, нежели на номера ;)