А началось это прекрасное и гармоничное путешествие, как ни странно, с лучей ненависти. Направлены они в сторону водного вокзала города Петрозаводска. Во-первых, они отменили в 2018 году паром на Шалу, которым я планировал после добраться до Бесова Носа и петроглифов (из Онеги на попутках туда добраться проблематично, а арендовать машину - дорого). Во-вторых, невозможно забронировать заранее билет на метеор до Великой Губы. Прибыв в Петрозаводск скоростной Ласточкой, я сразу отправился к Онего, где девушка в кассе, мило улыбнувшись, сообщила, что на сегодня билетов нет, а ближайший на следующую пятницу. Т.е, для того, чтобы воспользоваться скоростным водным транспортом до В. Губы, нужно приехать в Птз за неделю. Классная система!
Поговорив с другими перевозчиками, я узнаю, что все частные катера уже ушли сегодня, да и проезд частником будет стоить гораздо дороже, около 3000. Мысленно прощаюсь с приятной двухчасовой водной прогулкой по озеру, и звоню заказать билет на автобус, который идет 6 часов через Медвежьегорск. Бронь нужно выкупить за 2 часа до отправления. Иду на автовокзал, который находится в другом конце города, по дороге забирая рюкзак из камеры хранения. Жара 30 градусов в тени. В итоге, с беготней за билетами, пропустил Краеведческий музей и музей судостроения Полярный Одиссей, куда собирался попасть. Да, и еще, купить билет в Великой Губе тоже очень маловероятно, и поскольку я не знал, сколько дней продлится мой поход, это навернуло мой план возвращаться через Сенную Губу и посетить культовый остров Радколье.
В прошлый мой приезд Петрозаводск показался мне серым и советским, но сейчас это вполне приятный, зеленый и наполненный людьми город. Есть и деревянная застройка.
Успел лишь немного пробежаться по своей любимой набережной.
Мне больше по душе дальний конец набережной, вторая очередь, деревянные скульптуры, изображающие героев Калевалы и прочую этнику. Слева направо скульптуры: Освобождение Солнца (автор Григор Григорян, Армения), Борьба добра со злом(Александр Ким), Певун(Андрей Петров)
Спустя 6 часов в жарком автобусе, уже поздним вечером добираюсь до Великой Губы и ночую в гостевом доме Маргарита, чтобы наутро побродить по деревне без рюкзака, не ставя палатку.
Великая Губа - самое крупное из сел на юге Заонежского полуострова. Состоит из 5 кустов деревень, наиболее интересная из которых - Верховье. Здесь, у отворотки на Больничный и Вегоруксы, находится памятник архитектуры - Дом Костина 1871 года постройки (62.25732, 35.08867). Впрочем, сейчас это только небольшая часть былого дома. Хоть дом и жилой, но состояние его оставляет желать лучшего. Похоже, денег хватило только на жестяную табличку "Памятник архитектуры. Охраняется государством"
А вот его реплика, созданная по обмерам и фотографиям, в этнопарке Богословка около Петербурга
Неподалеку несколько старинных построек. Через дорогу от развилки можно найти еще не окончательно уничтоженные развалины дома Горневых (62.25776, 35.05994)
А вот дом-крестовик. Крестовиком называют четырехстенный сруб, внутри которого расположены пятая поперечная и шестая продольная стены. Две внутренние капитальные стены называются перерубами и делят избу на четыре равные части
Встречаются дома с резными коньками и наличниками
Село и правда большое: около 7 магазинов, школа, детский сад, почта. Жизнь вокруг идет полным ходом: вокруг полно машин, сельскохозяйственной техники, лодок, людей, детей на велосипедах. По раскаленным улицам неспешно гуляют коровы.
Попытался дойти до родника Соляная Яма, но уперся в какое-то дикое болото. От экотропы не осталось и следов, без сапог там делать нечего, не пошел.
Белокаменная церковь Алексия, человека Божия (1866 год) в деревне Погост. Возведена на месте деревянной церкви Пророка Ильи. В советские годы претерпела значительные изменения - разрушена колокольня и венчающие главы. В современное время восстанавливается жителями села и волонтерами (вот, например, отчет)
Музей заонежской свадьбы в старинном доме
Привлекает внимание и здание психоневрологического интерната с башенкой.
Ну а я забрал рюкзак и начал свой походный круг по деревням.
Первая на пути - деревня Кондобережская (Конда, Кондоберега, Конда Бережская, Бережские - все именуют ее на свой лад). Идти совсем недалеко, около 1,5 километров. До недавних пор деревня обозначалась, как бывший населенный пункт. Семь старинных полуразрушенных домов, пять новых, один гостевой дом и часовня. Местных жителей, прописанных в деревне - восемь человек, из них пятеро дети.
Из интернета и афиш в Великой Губе, мне было известно, что в доме польского писателя Мариуша Вилька, а ныне этнокультурном центре Заонежская изба, сегодня состоится праздник "Не красна изба углами..." Несмотря на несколько противоречивые, а местами откровенно мерзкие желанием хайпануть, репортажи из интернета, мне было интересно пообщаться с Мариушем, а также осмотреть знаменитую избу, которую он неоднократно описывает в своих книгах (в частности, "Дом надо Онего" посвящена как раз жизни в Заонежье). Несмотря на слегка чернушную манеру описания, мне нравятся его книги, прочитал, кажется, все, кроме Волока.
Поэтому, как только я дошел до дома (а узнается он сразу), я свернул во двор. Во дворе уже полным ходом шла подготовка к празднику: много машин, кипит работа, готовятся к выступлению люди в костюмах
Я разыскал Наталью, жену Мариуша, рассказал о том, что путешествую по Северу, и попросил разрешения осмотреть избу. Наталья же сразу пригласила меня остаться на праздник, но попросила взамен немного помочь с подготовкой к празднику - помочь потаскать вещи. Также предлагала бесплатно переночевать в избе, растопить баню, но, к сожалению, я сегодня планировал пройти намного больше. А вот если бы шел в другую сторону, то с радостью бы заночевал. Но на праздник, конечно, остался. Прежде всего пробежался по дому с фотоаппаратом, пользуясь малым количеством народа, искупался с причала, а потом принялся за волонтерскую работу.
Дом Кирьяновых – один из немногих уцелевших в Заонежье памятник архитектуры начала XX века, был построен в 1911 году семьей жителей деревни Кондобережская. Деньги на строительство заработал один из сыновей главы семейства, имевший в Санкт-Петербурге торговую лавку. После революции стал центром колхоза, в годы войны в доме жил финский лесопромышленник, после войны во время восстановления народного хозяйства, здесь проходили курсы трактористов, затем была организована школа.Это типичный Заонежья дом, в котором жила одна семья, состоящая, как правило, из трех поколений домочадцев. В нем есть мансарда, а сам дом состоит из четырех больших изб или фатер по-заонежски, правда, сохранилась только его жилая часть с тремя русскими печами
Рабочий кабинет Мариуша. А с печки задумчиво глядит Николай Клюев
В 14 часов праздник начался, понеслось веселье.
Первым делом гостя следует накормить. Пироги и прочая выпечка, по традиционным заонежским рецептам, овсяный кисель, гороховая каша из печи. Всем желающих наливают чай из огромного самовара, который топится здесь же
Зрители собрались
И не зря, посмотреть есть на что. Кадриль, хороводы и прочие танцы в исполнении фольклорных коллективов и всех желающих гостей
Женский хор под аккомпанемент баяна
В Кондобережской сохранилась легенда о мужике Ржаное брюхо, который так любил великогубские калачи, что по дороге домой успевал съесть три калача. Здешний мужик, наоборот, угощает калачами всех желающих
Девушки собрались на причале
В доме тоже есть на что посмотреть. Заонежская прядимая бесёда - прядение совместно с песнями и разговорами
Наталья дает мастер-класс по приготовлению блюд в русской печи
Дети охотно принимают участие в экскурсии по дому
Фольклорный коллектив из села Великая Губа.
Фотовыставка "Бытовые и промысловые занятия заонежан"
Сходил в часовню Самсона Странноприимца (XIX век). По легендам, Самсон был знатным римлянином, врачевателем, а позже его дом был пристанищем для нищих и путников.
Почему-то, в некоторых источниках, часовня именуется Никольской. Это клетская постройка с маленьким притвором-сенями и большим молельным помещением под единой двускатной кровлей. Над притвором колокольня на бревенчатом восьмерике.
Часовня не заперта. Интерьер очень аскетичный, дверь перекосилась и висит на одной петле. Посередине крест, видимо, тот, который Мариуш притащил из соседней деревни (эта история также описана в Доме над Онего)
Вот еще годная журналистская статья о празднике, из которой я почерпнул некоторые детали, и группа этнокультурного центра ВК,часто обновляемая, и с множеством интересного контента.
Праздник был очень интересным, с домашней атмосферой и, несмотря на большое число фольклорных коллективов, вполне естественным и непостановочным, как настоящий деревенский праздник. Ребята действительно сделали все очень здорово, да и многие местные жители активно приняли участие. Действия шли параллельно на многих площадках, а так, как я хотел посмотреть все, мне постоянно приходилось активно перемещаться. С Мариушем пообщаться не удалось. Как поведала экскурсовод Татьяна, он сейчас живет в Италии. В подробности я не стал вдаваться, мне не интересны детали чужой личной жизни. Что касается Натальи, то она настоящая заонежанка - красивая, уверенная, гостеприимная. Не знаю, почему некоторым людям нравится выпячивать наружу один негатив, вместо наслаждения тем, что есть. Мое впечатление исключительно положительное. Узнаются многие места, описанные в книгах: крест, печь, фольклорный коллектив из местных бабушек
Двинул дальше, на Сибово. Дорога тут, конечно, похуже, лесная, поэтому здесь уже мало кто-ездит. Большинство водителей пугаются после Конды, хотя, на мой дилетантский взгляд, умелый водитель, который не сдувает пылинки с драгоценной подвески, в сухую погоду здесь проедет.
Сибово выглядит глуховатой, но жилой деревней, почти все дома в хорошем состоянии.
Раньше в деревне была церковь Введения Богородицы во храм, вот так она выглядела в 1970.
Но она сгорела в 1977, а сейчас в память о ней на этом месте установлен крест и памятный щит
Долго в деревне не задерживаюсь, прохожу насквозь и иду к Усть-Яндоме, где собираюсь переночевать. Дойдя до деревни, свернул чуть раньше, и вышел на берег озера. Вдоль юереговой линии выстроились большие, северные дома, стоит какое-то подобие чума или куваксы, есть люди.
А пройдя дома, такая хорошая дорога вдруг уткнулась в сплошное поле травы в мой рост высотой. При этом на Maps.Me была обозначена тропка. Я постучал в ближайший дом и спросил у выглянувшего мальчика, как пройти к церкви, на что он указал в центр поля, и сказал: "Да вон же тропа". В общем, я пошел прямо по полю, на видневшуюся вдали церковь, и эти последние 15 минут вымотали меня больше, чем весь дневной переход по дороге.
Показавшаяся часовня просто идеально вписывалась в окружающий ландшафт. Стоящая на берегу озера, в диком поле высокой травы, она очаровала меня с первого взгляда. Я прожил пару дней около нее, укрывался в жару на крыльце, встречал закат на колокольне, и связь только укрепилась, я до сих пор считаю, что она красивейшая в Заонежье. Еще раз удивляюсь таланту древних зодчих, настолько тонко вписавших церковь в окружающую среду.
Но все это позже, а сейчас я начал искать, где бы мне поставить палатку. Проблема в том, что везде вокруг была нетронутая высокая трава, за исключением выкошенных дачных участков. Хотелось встать поближе к воде, но пляжей не было, а берега заросли камышом.
Вошел в приветливо распахнутые церковные ворота с двускатной кровлей и красивым солярным коньком, и оставил рюкзак на крыльце
Часовня Святого Георгия или на старый лад Георгия Змееборца построена в конце XVIII века. Часовня кладбищенская, вокруг нее небольшой погост, ограда которого, ровница, выложена камнями-валунами. Вообще та деревня, что сейчас называется Усть-Яндома, состояла из двух частей: собственно Усть-Яндома (то, куда я вышел сначала) и Погост(отдаленная часть с кладбищем). Ну, а само название Усть-Яндома очень просто расшифровать - деревня стоит в устье речки Яндома, соединяющей Онего и Яндомозеро. Высокая церковь расположена в непосредственной близости от озера, и, наверняка, служила маяком ранее. Сейчас церковь является частью Кижского ожерелья - памятников, расположенных на островах и шхерах Онежского озера, доступных для экскурсионного осмотра с воды.
Интерьеры часовни. Внутри потрясающий запах дерева, сухой травы, светло и тепло
Залез на колокольню, полюбоваться видами и осмотреться в поисках места для стоянки. Купол часовни сделан из лемехов, типичных для Заонежья, как, например, у Преображенской церкви в Кижах.
С местом для стоянки, действительно, беда, однако у воды обнаружился очень удобный причал или пожарный мостик, к которому вела натоптанная дорожка. Но для меня все равно немного неэтично вставать в непосредственной близости от церкви и кладбища. Заметил людей около ближайшего к церкви дома, и отправился туда, пообщаться немного с местными. Перед тем, как устраивать стоянку важно убедиться в адекватности местных жителей и в том, что проблем не возникнет. Достаточно дружелюбно пообщались с приезжими дачниками. Именно они ухаживают за часовней. Против стоянки на берегу не возражали, тем более, подтвердилось, что лучшего места и правда нет. Поговорили о плохих туристах, которые пытались разжечь костер в самой церкви.
Поставил палатку у воды и причала, но за границами погоста и на некотором расстоянии от церкви, вытоптав участок в траве. Видно, что высокая трава почти скрывает мою немаленькую двухместную палатку.
Поужинал и искупался с причала, и до позднего вечера наслаждался окружающей тишиной и природой, в лучах заходящего солнца. Весь день в лесу меня донимали комары, но сейчас, перед закатом, они роятся, можно засунуть в этот ком руку, и они никакого внимания не обращают на человека. Вообще, почти везде и всегда, есть вечернее время перерыва, когда словно бы вся природа затихает, в том числе и насекомые. По-моему мнению, чтобы видеть и чувствовать это все, и нужно ходить ногами, а не проезжать мимо на машине. Ничто не сравнится с ощущением умиротворения на закате, после ужина и купания, с небольшим гудением в ногах и плечах после пешего перехода.