Алтайский край, Горный Алтай, Монголия

Была такая дорога, звалась М52, Чуйский тракт.  Ну не то, чтобы была, она и сейчас есть. Только название поменяла на Р256. Поездили по ней мы порядочно, но последний пункт на территории РФ - Ташанта - так и не был достигнут.  И вот, имея склонность доходить до края (или начала), всегда хотелось побывать в этой самой Ташанте, на границе.  Потом появилась хотелка и через границу перебраться, в Монголию значит.  Дальше воспаленный мозг нарисовал путь до Китайского моря, но все разбивалось о невозможность просто так взять и проехать по Китаю, и сложность с получением виз в Монголию.  Но все меняется, визы Монголы отменили,  значит можно ехать..


Чего ждать от Монголии мы слабо представляли, по этому, на всякий случай, нарисовали маршрут матраснопокатушечный; исходя из соображений, что хочется немного покупаться, гнать до потери пульса от рассвета до заката тоже не интересно, соответственно перегоны должны укладываться примерно километров в 600; и ночевать хотелось тоже не на трассе, а хотя-бы в палатке.
  Итак, вышло вот что - Новосибирск,  Колыванское озеро (мы там были в 2012 году), какая-нибудь Средняя катунь или Ая, Монголия и домой опять через Среднюю Катунь.
По Монголии была программа-максимум - это три озера, Уурэг-Нур, Хяргас-Нур и Хубсугул. Но на самом деле эта поездка планировалось вроде разведки, посмотреть как там, оно нам надо, и сделать выводы.
 Выехали раненько утром, к обеду были на Колыванском.   В 2012 году мы стояли за деревней, в этот раз решили встать на противоположном берегу, где побольше скал, чтобы можно было по ним полазить.  К сожалению, теперь нельзя просто так взять и расположиться на берегу. Все подъезды заканчиваются базами, стоянка за деньги (


 Налево пойдешь - на одну базу попадешь, направо поедешь - на другую приедешь..
Противоположный берег, где мы были 4 года назад, тоже весь в базах и заборах..


  Куда ни посмотри - одни базы


  Благо приехали в будний день, народу было очень мало (но к выходным тут не протолкнуться), расположились



  И тут-же случился великий побег..


 Ветер гнал чудо-зверя к противоположному берегу..
Пришлось задействовать флот

под пристальным вниманием авиации


Зверь, виновато улыбаясь, был возвращен счастливым владельцам


Дальнейший отдых особо ничем и не ознаменовался, проводились попытки приручения насекомых






и птиц


Из интересного, пожалуй, отмечу вот эту лодку с пропеллером.  Интересно, самоделка ?


 Продолжили дальнейший путь.. Несколько лет назад, в поселке Ая на берегу Катуни доводилось отдыхать на базе Три медведя,  было вполне бюджетно, база оставила о себе приятные впечатления.  Сейчас база заматерела, отстроилась, и даже войти на территорию теперь нельзя, секьюрити на входе (, ценник печальный.  Да и глядя в ворота заметно, что людей там как шпрот в банке..


Ну и ладно, буквально следующий участок от них - более чем в два раза дешевле номер в домике со всеми удобствами, чистенько и уютно, люди хоть и есть - но их особо не видно,  правда не так пафосно..

Переночевали и отправились дальше, к Ташанте .
Нужно заметить, что каждый слебующий переход границы у нас все интереснее и интереснее..
Приехали к погранпереходу в 16:40.  Граница после 18 часов не работает, предположили, что успеем, машин не так много..


  Сейчас в нашем рейтинге погранпереходов Ташанта - самый тормозной..   Очередь не двигалась вовсе, за 1,5 часа проехало буквально 3 машины, и мы остались ночевать в поселке...
Тут есть два варианта - гостиница на въезде в поселок с диким ценником, и частниый дом, подешевле. Дом не видел ремонта лет 40,  холодина (на улице было +5), обещанных дров в печку мы так и не дождались..  Утром опять на переход, в Монголии оказались только после обеда =(
  Что мы знали о Монголии на момент въезда ?
 Страна степная, с плохими дорогами, доброжелательно настроенными людьми. Малонаселенная, не загаженная туристами и местными. Местное население изучало русский язык, соответственно что-то понимают, хоть кто-то.  Красиваые и необычные виды.
Собственно, прямо на въезде мы сталкнулись с разводом номер раз. Чувак в камуфляже.  Выписал бумажку, стал требовать денег. Тысячу рублей.  Потом 500. Через пару минут взял 100 и ушел к соседней машине.  Оказывается, можно было не платить совсем.  Дальше.. Выезд с пропускного пункта, деревня, самодельный шлагбаум.  Не пускают, заставляют оформить страховку 1800 руб и 200 руб какая-то хрень, которая сначала была дорожным налогом, потом экологическим сбором, потом еще как-то называли.. Стоят москвичи на 200 крузере, платить отказываются.   Может тоже можно было и не платить ничего этого, но через 10 км от деревни вышел чел в форме гаишника с жезлом (в Монголии вообще есть гаишники ?), остановил и проверил наличие этих бумажек.  Может и правда необходимо оформлять, может двухступенчатый развод..  На обратной дороге другого плана попытки отъема денег.  Два типа пытаются за деньги обеспечить проезд без очереди, типа взятку отнесут погранцам, те без очереди и досмотров быстро пропустят.  Очень настойчивые и приставучие.
  Двинулись в сторону Уурэг-Нура.  Первый миф развенчан - на счет дорог.  Дороги не плохие.  Дорог нет.  Это просто степь с угадываемым по отсутствию травы и крупных камней направлением.



Второй миф - степь.  А вот и не только степь.   Нас встретили горы необыкновенной красоты




Разноцветные горы, высоченные и величественные..


Горные речки


Марсианские пейзажи..

За очень короткое время и расстояние удалось побывать в сопках,  угодить в ущелье с высокими горами, выехать в степь и чуть ли не в пустыню.
Время течет не равномерно, расстояния тоже не укладываются в привычную систему координат.  Да и вообще, ощущение перемещения не только во времени лет этак на 1000 назад, но и в пространстве..
  Если-бы не УАЗики и мотоцыклы возле юрт - можно было-бы сказать, что это самое стабильное место на земле. За тысячелетия ничего не поменялось





  Менялись эпохи, технологические прорывы, улетели в космос и расщепили атом.. А он как скакал на коне так и скачет..


Опоры ЛЭП никак не вписываются в пейзаж..


Выехав из ущелья добрались и до нее, до монгольской степи..





В основном выжженая безжалостным солнцем, ветрами и ночными холодами, но кое где более менее сохранившая траву..


Тут мы и переночевали, так и не осилив путь до первого озера за день.  Рассвет был шикарным.


Ну а мы, поглядев туда, где через еще сотню километров должно бытьпервое озеро из намеченных


повернули в сторону дома..
Но цель поездки достигнута. Мы поняли - сюда обязательно нужно вернуться, целенаправленно, и закончить намеченный маршрут



На обычной машине имеет смысл ехать в Монголию? Или только на джипе?