Транскавказ-2018. Часть 11. День девятый. Переход из Карачево-Черкессии в Краснодарский край

Еще в пятый день похода группой было принято стратегическое решение - разделиться!

Напомню, из-за кромешного тумана мы потеряли два дня. Еще на озере Лазурном начались жаркие споры на тему, идти дальше, чтобы не выбиваться из графика, и не увидеть всю красоту, или переждать непогоду. Тогда мы решили переждать, а что делать дальше - придумать уже на подходе к Загедану. Дело в том, что поход должен был завершиться 10-го числа выходом в Красную поляну. Однако 9-го мы были только в Загедане. Сказались потерянные два дня. А у кого-то на 11-е уже был самолет, у кого-то оплачена гостинца, кому-то на работу, еще двое решили тоже дальше не идти, мол, чего мы там не видели на этом Кардываче? В итоге из 11 человек идти до конца решили четверо. Уже в Загедане один передумал, и нас осталось трое.



Спустившись с гор по лесовозной дороге и и предъявив пропуска пограничникам (они вас ждут прямо на выходе из леса), мы потопали уже по более или менее приличной гравийке вдоль Большой Лабы в сторону следующего поселка - Дамхурц и заповедного кордона Карапырь. Из Дамхурца (население этого "поселка" всего 16 человек, здесь находится база отдыха Пятигорской спорт.школы) по идее нас должна была забрать машина и к вечеру доставить на оборудованную стоянку у места слияния рек Дамхурц и Большая Аджара, откуда идет маркированная тропа в Краснодарский край. Однако, поскольку соскочившую публику нужно было как-то доставить в Майкоп, пришлось уступить приготовленную для заброски машину им.

В итоге трое смелых отправились в путь по лесовозке вдоль реки Дамхурц пешком. Разумеется, пройти за пару оставшихся до темноты часов 20 км до стоянки было нереально, и ы заночевали первой более или менее удобной поляне у реки. Утром встали рано, в надежде, что нас подберут лесовозы. Однако это было ошибкой - лесовозы в такую рань не едут, они начали ездить уже тогда, когда мы прошли почти весь путь. Пограничники нас вовсе отказались подвозить: неположено, хотя гоняли порожние ГАЗ-66.

ГАЗ-66 это в тех местах главное средство передвижения. на них возят лес. Дорога, как нетрудно догадаться - убитая вусмерть, после дождей она и вовсе непроходимая для пешехода. Дождей давно не было, но лужи все равно были труднопреодолимые, приходилось обходить зыбкую грязь через буреломы. Итог - насквозь промокшие ботинки (впервые за весь поход) и стертые ноги (также впервые). Кажется, что 20 км, да еще и по дороге без резкого перепада высот - это фигня, но там они стали настоящим испытанием. Собственно, это была самая трудная, хоть и не запланированная часть похода.

Вышли к месту стоянки мы после полудня, да так там и остались, ибо нужно было мыться, сушиться, бинтоваться, а мы уже были никакие. Да и торопиться нам уже было некуда. Благо место реально благоустроено - есть беседка и даже туалет. В общем, седьмой день похода мы по большей части ничего не делали и ничего не видели. Впрочем, место стоянки довольно таки живописное...



А еще там много красивых бабочек. Они облюбовали мои грязные ноги и дырявые вонючие носки:





Утром восьмого дня мы двинулись в сторону перевала Квата, фактической границы между Карачаево-Черкессией и Краснодарским краем. Тропа там четкая, хорошо маркированая, через речки перекинуты мостики (не везде, увы, много приходится переходить в брод). Сразу видно - это родной Заповедник. Отсюда мы фактически идем по маршруту №11 Река Большая Аджара – Энгельмановы Поляны.

Зона лесов быстро заканчивается, и мы выходим на альпийские просторы.







Жарко греет солнце, журчат водопады...







Снежник под перевалом Квата.





Сам по себе перевал несложный (1А, 2350 м), на него ведет хорошо натоптанная серпантинная тропа, не заблудишься...







Видео:



За этой заснеженной стеной уже Абхазия:



Позирую фотографу с обеих сторон перевала:







А нам туда - вниз, в ущелье, туда где начинается река Цахвоа



Всегда было интересно, сколько веков надо работать атмосфере, чтобы вырывать у скал такие куски...















Взгляд назад:





Вдали уже показалась громада Цандышх. Озеро под ней.





Перед нами озеро Инспи (оно же Дмхорс или Цахвоа). Не успеете вы к нему выйти, к вам тут же подойдут пограничники и попросят предъявить аусвайс.







Надо сказать, что с аувайсом у одного из нас были траблы, так что пограничники долго нас пробивали, советовались с начальством, можно ли нас пускать дальше. Зато напоили нас горячим чаем, накормили человеческой едой (что было очень кстати после тушняка и сублиматов) и дали попариться в баньке. И сигарет дали. Душевные ребята. Кстати, это единственная застава, где погранцы ходят не в берцах, а в горных ботинках.

Вечер над озером:



Завтра пойдем туда. Наша цель - перевал Кардывач! Набор высоты около 800 метров, возможность наконец походить в кошках и насладиться, пожалуй, самыми красивыми пейзажами...



Продолжение следует...

Красиво конечно, но ночевать там приходится только в палатке ?
Можно и на улице, если лето, и у вас спальник теплый. Ну, и если дождя не будет.