Бразилия: Игуасу, Рио, Амазонка и Сан-Паулу. Техника дела. Часть 1

Перед вами техническая часть поездки в Бразилию, которая была осуществлена мной в компании супруги в августе 2018 года. Что такое «техническая часть» ? Это значит, что тут дана общая информация, которая пригодится вам при подготовке аналогичной самостоятельной поездки. Обращаю внимание, что эта часть моет быть интересна только людям, которые готовятся в ближайшее время поехать в Бразилию. Так как тут много скучного текста и мало картинок. Подробное описание маршрута с множеством фото будет в следующей части.
Техническая часть будет касаться только Бразилии. Про Аргентину и Парагвай я расскажу в процессе отчета, информации там не очень много, все-таки основное свое время мы были в Бразилии.

Билеты и перелет. Любая поездка начинается с удачно (или не очень) купленных билетов. Обычный бюджетный маршрут россиян в Бразилию лежит через поимку халявных предложений от авиакомпании «Royal Air Maroc», которая летает в Сан-Паулу из Касабланки (Марокко). А начало этого маршрута может быть не только в Москве, но и в любом городе Европы, это уж как придет в голову менеджменту марокканского перевозчика при установке цен. Систематически также бывают вкусные варианты у TAP и не только в Сан-Паулу, но и в Ресифе, например.
Теперь забудем все это лихое вступление, так как у марокканцев в этом году на нужные нам даты «спецух», конечно, не было. Удалось в апреле поймать билеты «Turkish Airlines» на август по цене $1000 (57500 руб на тот момент) за туда-обратно на человека до Сан-Паулу, зато из Санкт-Петербурга, а не из Москвы, что нам и требовалось. Тоже неплохой вариант, я считаю. Стыковки в Стамбуле были достаточно длительные, но без возможности посмотреть город, так как прилетали и туда, и обратно уже поздно вечером, ночевали в отеле, вставали рано утром, завтракали и ехали обратно в аэропорт. Так что осмотр Стамбула получился из окна автобуса. Но это ничего, ибо я и так в этом чудесном городе был полноценно уже семь раз.
Отель турки предоставляли бесплатно, как и трансфер от/до аэропорта. С одной стороны, вроде как халява. С другой стороны, потеря времени – отпуск приходится брать на два дня больше из-за этого. Отели нормальные, для переночевать лучше желать некуда. Местоположение может у них быть абсолютно разное, куда отвезут. В этот раз оба мимо старого города.
Напоминаю правила предоставления отеля у «Turkish Airlines»: если ваша пересадка длится более 10 часов и в этот период нет больше рейсов турецких авиалиний в ваше место назначения, то вам положен отель и вам дадут его по прилету (!) на стойке hoteldesk, отвезут в него и заберут обратно. Если же ваша пересадка длится более 20 часов, то вам заранее (!) пришлют ваучер на забронированный вам отель (с высокой вероятностью он будет в старом городе), но добираться до него и обратно вы будете сами. Само-собой, что гарантий получения отеля по прилету 100% нет. Но обычно с этим все хорошо. Выходите из самолета, проходите границу (ставите себе въездной турецкий штамп), идете от выхода из зала прилета направо до упора (вот сюда 40.97845 28.8206), стоите в очереди, если таковая есть, предъявляете сотруднику в окошке ваши посадочные талоны (или маршрутную квитанцию) на следующий рейс (могут спросить и те посадочные, по которым вы прилетели, так что не выбрасывайте) и ждете, когда вас позовут на посадку на автобус.
Еще важный нюанс про WiFi-интернет в аэропорту Ататюрк. Он бесплатный. Но, чтобы им воспользоваться, нужно получить sms на свой телефон. Дак вот, общеизвестный фак, что на номера Мегафон эти sms не приходят и вы остаетесь без интернет в аэропорту. Но ! Вот как раз у этой самой hoteldesk есть бесплатный беспарольный WiFi от местного Starbuсks.
Да бог с ними, с отелями, давайте про перелет. Лететь от Стамбула до Сан-Паулу аж 13 часов, так долго я лично еще не летал. Вот 12 часов было (Париж – Токио), а 13 еще нет. Однако, перелет переносится более-менее нормально. Самолет хороший (Боинг-777), сервис у турков приличный, кормят два раза полноценно, из выпить дают очень приличное вино и пиво, плюс в любой момент можешь пойти в хвост самолета и самому ухватить себе бутерброд с сыром или кекс и налить попить что душа пожелает (кроме спиртного). Развлекательная система содержит много фильмов с русским переводом. Так что все хорошо. Нравится мне турками летать.
Общий план. Если исключить из плана пересадки в Стамбуле, то летели мы в Бразилию на 12 с половиной дней. Понятное дело, что хотелось охватить все по максимуму, но и оставляя запасные дни. Итак, план сложился следующий:
16.08.18 прилетаем в Сан-Паулу вечером и ночуем в отеле рядом с аэропортом.
17.08.18 из этого же аэропорта утром летим в Foz-de-Iguasu, осматриваем водопады с бразильской стороны, смотрим парк птиц и уезжаем в Пуэрто-Игуасу, т.е. в Аргентину, где ужинаем и ночуем.

18.08.18 Оставляем вещи в отеле, едем смотреть водопады с аргентинской стороны, после чего возвращаемся в Бразилию в Фоз-де-Игуасу и ночуем там.

19.08.18 Едем на экскурсию на плотину Итайпу, затем посещаем Сьюдад-дель-Эсте (Ciudad del Este) (Парагвай)

20.08.18 Утром улетаем в Рио. После поселения в отель в районе Капокобаны едем на Сахарную голову и встречаем (или провожаем ?) там закат.

21.08.18 Едем «на Христа» и вторая половина дня посвящена брожению по пляжам Рио.

22.08.18 Фавела Санта-Марта плюс центр города: собор, акведук и трамвай на нем, лестница.

23.08.18 Хайкинг на гору «Два Брата» у фавелы Виджигал, вечером вылет в Манаус.

24.08.18 Ночью прилет в Манаус. В течение дня ищем две экскурсии: дневная по Амазонке и с ночлегом в сельву. В оставшееся время гуляем по Манаусу.
25.08.18 Дневная экскурсия по Амазонке.

26 и 27.08.18 Выезд в сельву с ночевкой в лодже.

28.08.18 Ночью вылет в Сан-Паулу, поселение в отеле и весь день осмотр Сан-Паулу
29.08.18 В отеле фактически не ночуем. В три часа ночи вылет в Стамбул.
Таким образом, поездка разделилась фактически на три части: водопады Игуасу, Рио и Амазонка.
Смотря на этот план сейчас, могу сказать, что вряд ли что в нем поменял бы. У вас возникнет резонный вопрос: почему вылет на водопады не вечером того же дня, когда прилетели в Сан-Паулу и обратно из Фоз-де-Игуасу не вечером третьего дня, а утром четвертого. Ответ очень прост: цена вопроса. Выбранные нами рейсы были в полтора раза дешевле, а по времени и удобству мы практически ничего не проигрывали.
Визы и прививки. Безвизовы для россиян все три страны, просто ставят штамп на границе. В теории бразильцы с прошлого года стали требовать сертификат о прививке от желтой лихорадки. Мы сделали в Питере вот тут http://privivka.spb.ru/ за 1500 руб с выдачей сертификата на английском языке. Никто его нигде не спросил.
Погода и сезонность. Давний дискуссионный вопрос: когда лучше поехать в Бразилию ? В какой сезон ? Большинство ратуют за новогодние праздники. Меньшинство (и я в их числе) придерживаются прямо противоположного мнения. Известно, что нашей зимой на юге Бразилии что ? Правильно, лето. Т.е в январе будет самая жаркая погода (+33+35), высока вероятность затяжных дождей, больше всего туристов. А в августе что ? Правильно, зима ! На лице стоит лютый холод, туристов мало (не сезон), вероятность дождей значительно (!) меньше. Все эти рассуждения не касаются штата Амазонас, так как он расположен практически на экваторе и летом там лето, а зимой зима. Что мы получили по факту ? Нам повезло с погодой (хоть когда то !!!): все дни нашего пребывания была сухая солнечная погода с очень комфортной температурой. На водопадах и в Рио не было не единого дождика, температура днем была +26+28, ночью опускалась до +16+18. В Манаусе было очень влажно и жарко (+33+35), дождей фактически тоже удалось избежать. Но! В день, когда мы улетали из Фоз-де-Игуасу, погода испортилась, пошел дождь, температура упала до +12 днем (это после 28-то !) градусов и такая погода там была три (!) дня после этого. Такое резкое изменение погоды меня сильно удивило: вчера и позавчера было солнце и +28, а сегодня и завтра +12 и льет как из ведра. Прям Питер какой-то. Так что даже «засушливой» зимой никто хорошую погоду гарантировать не может. Однако, я все равно рекомендую ехать в августе: хотя бы потому, что значительно меньше туристов, да и от жары умирать не будете. Что вы точно, скорее всего, не сделаете, поехав в августе: не покупаетесь комфортно в океане на пляжах Рио, вода все-таки холодновата и не превышает +20. Но ответьте себе на вопрос: а вы купаться едете на другой конец света ?

Как одеться? Как следует из вышеописанной погоды. Футболки, шорты, летние брюки и на ранее утро какой-нибудь свитер или «флиска». На ноги удобные кроссовки, с собой резиновые шлепанцы для отелей. Мы летели только с ручным багажом, примерно по 10 килограмм на каждого (сюда включите и фотоаппарат общим весом в 2 кг), так как не хотели платить за багаж на внутренних перелетах. Обязательно нужно взять с собой дождевик. Нам он пригодился на Амазонке. Обычный полиэтиленовый, китайского производства, на кнопочках и с рукавами, покупал рублей за 200 в каком-то супермаркете в Санкт-Петербурге. Зонт также можно взять, но это лишний предмет при наличии дождевика. Он так и провалялся у меня в чемодане. Для ночлега в сельве нужно взять футболку с длинным рукавом. Об этом отдельно напишу в «профильном» отчете.
Разница во времени и режим дня. В Рио и на водопадах разница с московским (и стамбульским) временем минус шесть часов, в Манаусе вычитаем еще час (т.е. будет семь часов от московского). Джет-лаг нас особо не накрывал. Прилетать вечером очень хороший вариант, можно «заспать» перелет и подняться утром «как огурчик». Дома, в Питере, я – «сова» и комфортное время пробуждения для меня 10 часов утра, спать соответственно ложусь в 2 часа ночи. Поэтому движение «в минус» для меня было только в радость: я легко вставал в 5:30-6 часов утра и прочно засыпал уже в 10 вечера. Бразильцы относительно ранние пташки. Надо понимать, что закат происходит примерно в шесть вечера, смеркаться начинает уже в пять, поэтому после 17:00 на улице с туристическими целями делать уже нечего.
Розетки и напряжение в сети. 110 вольт 50 Гц. Поэтому брать с собой наши электроприборы не имеет смысла: работать они будут печально. Это же касается и антимоскитных приблуд, втыкаемых в розетку. Они просто не нагреваются и жидкость/таблетка не испаряется. Зарядки для смартфонов и фототехники работают хорошо. Розетки в Бразилии с тремя штырьками, но никаких переходников брать не нужно: наши два штырька заходят как родные. Никаких проблем.
Внутренние перелеты. Как следует из плана, у нас было четыре внутренних перелета. Один из них мы выполнили авиакомпанией TAM/Latam, еще три – авиакомпанией GOL.

Обе очень большие и известные в Латинской Америке. Билеты покупал частично на сайте https://spasibosberbank.travel (единственный вариант потратить на что-то полезное бессмысленные бонусы Сбера), частично на сайте GOL https://www.voegol.com.br/en Сайт, прямо скажем, не идеален, но купить билеты по карте Альфа-банка у меня получилось без проблем. Цены в англоязычной версии номинированы в долларах США и списывают именно доллары, в португальской версии – в реалах, видимо их и будут списывать.
Цены на перелеты, прямо скажем, не копеечные. Особенно на маршрутах в Фоз-де-Игуасу и обратно: билеты стоят столько же сколько слетать до Манауса из Рио или Сан-Паулу. А лететь в три раза дальше ! Цена билета в районе $USD 90-110 в одну сторону на человека без багажа. Не дешево, прямо скажем. Т.е. к тысяче долларов исходного перелета добавим ориентировочно еще четыреста или даже четыреста пятьдесят на внутренние перелеты.
У обоих авиакомпаний есть мобильное приложение. Для регистрации на рейс использовали именно его. Регистрация у GOL, кстати, открывается за неделю до рейса ! За Latam не скажу ничего – регистрация прошла без проблем, а вот с GOL за три раза намучился знатно. Приложение очень часто виснет, выбрасывает, да и интерфейс оставляет желать лучшего. Но ! Мой вам огромный совет: мучайтесь ! И не ради мест, а ради посадочного талона. После регистрации он в электронном виде появляется на экране вашего смартфона и вы можете просто его сохранить «принтскрином», например, или прислать себе на почту (не всегда это получается). Почему важен посадочный ? Вы сразу в аэропорту идете со смартфоном на посадку. Никакие бумажки не нужны. А это значит, что вы не только избегаете очереди (зачастую, немалой) на регистрацию, но и вашу ручную кладь никто не взвесит и не измерит. Т.е. вы можете провезти на пару кило больше без проблем, если ваш чемодан имеет подходящие размеры. У GOL нормативы ручной клади щадящие: 10 кг и чемодан 40х25х55 см (такие у нас и были), а вот у LATAM все значительно хуже: 8 кг и размеры 35х25*55 см. Не «Победа», конечно, но грустновато. Если от лишних 2-3 кг можно попытаться избавиться, вынув фототехнику и натянув на себя свитер и куртку, то на 5 см в ширину чемодан не ужмешь и в рамку он не полезет.
Немаловажная деталь: на внутренних перелетах аэропортовый контроль пропускает жидкость в разумных количествах. Мы спокойно проносили по поллитровой бутылке воды. А вот на международные рейсы в том же самом аэропорту Сан-Паулу уж фиг ! Как следствие, в стерильной международной зоне поллитровка воды стоит 6-7 реал. Грабеж.
В целом, о внутренних перелетах остались только положительные впечатления: всегда вовремя, самолеты в приличном состоянии. Поесть дают только двадцатиграммовый пакетик печенек и водичку. Но типа лоукостер же.

Валюта. Бразильский реал. В ходу купюры в 2, 5, 10, 20, 50 и 100 реалов. Должна быть купюра и в один реал, но на практике она не встречалась ни разу. Купюры бывает попадаются старого образца: небольшие по размеру и без металлической ленты. Пятьдесят и сто реалов продавцы практически всегда тщательно проверяют на предмет подделки. Монеты есть в 1 реал и в 50,25.10 и 5 сентаво. Опять-таки должна быть монетка и в один сентаво, но ни разу не попадалась. Итоговую цену на кассе всегда мысленно округляют до плюс-минус пять-десять сентаво.
Курс и обмен. Курс бразильского реала достаточно нестабилен, поэтому все цифры обмена в моем отчете весьма условны. Когда я начинал готовиться к поездке был курс 3.67 реала за доллар, когда приехали – уже в районе 3.9, в процессе поездки перешагнул рубеж в 4 реала, а на момент написания этого отчета равен 4.18 реала за доллар США. Смотреть актуальный курс можно тут https://www.calc.ru/kurs-BRL-USD.html
Внутри страны я менял по курсу 3,88 - 4,00 реала за доллар, при курсе в РФ на тот момент в 67,5 рублей за доллар. Поэтому условно считал, что один реал равен 17 рублям.
Хождение имеет только реал, долларами нигде не расплатитесь. Обмен валюты в Бразилии – та еще история, местным она не нужна, туристов на двухсотмиллионную страну не так уж и много. Поэтому обменники бывают только в туристических местах, называются они Cambio Exchange. Как правило, меняют без комиссии и по курсу весьма приближенному к официальному. Исключение: аэропорты ! В Сан-Паулу по прилету грабительский курс и комиссии. Думаю, что в Рио творится то же самое. Что же делать ? Тут совета два:
1. Покупать реалы в России. Да, наверное, благодаря чемпионату мира по футболу, мне лично удалось «поймать» в одном из обменников Питера реалы по официальному на тот момент курсу, которых мне хватило, чтобы первые три дня вообще не думать об обмене. По крайней мере, закупите реалов чтобы не менять их в аэропорту. Минус этого варианта в упомянутой нестабильности реала: пройдет месяц-два до поездки и где будет курс ? Неизвестно. Хотя, курс рубля тоже стабильностью совсем не отличается. Как следствие этого совета: если осталось немного реалов, то не переживайте – везите в Россию, здесь продадите таким же туристам, желающие точно будут.
2. Банковские карты. Расплатиться ими можно в Бразилии практически везде. Минуса тут два. Первый: пересчет вашим банков реала в валюту вашей карты может оказаться для вас весьма невыгодным даже, если карты долларовая. У меня Альфа-банк списывал с рублевой карты по достаточно божескому курсу, на 5-6% отличающемуся от наличного обмена. Но картой я практически не пользовался, вез наличные деньги, так как увеличивать расходы на 5-6% не входило в мои планы. Второе: даже при минимальном пользовании картой, я наткнулся на то, что она один раз «не прошла» для оплаты. Пришлось доставать нал.
По конкретным местам нахождения обменников я расскажу в процессе отчета. При обмене с вас могут потребовать паспорт. А могут и не потребовать. И еще: в Сан-Паулу мне категорически отказались давать при обмене сдачу с 50 долларов (я хотел поменять двадцать): или меняем все, или до свидания. Не знаю действует ли какое-то распоряжение во всех обменниках страны или это «местная инициатива».
Связь. По прибытию в аэропорт Сан-Паулу озаботились покупкой сим-карты местного оператора мобильной связи. Однако, исходив вдоль и поперек третий и второй терминалы (они связаны пешеходным переходом, а вот в первый терминал надо ехать достаточно далеко), не нашли практически ничего. Есть ларек, продающий туристические сим-карты для иностранцев, но цена вопроса меня не устроила – больше 70 реалов, так что думать про качество и покрытие этого неизвестного оператора даже не стал. В отделении Loterica (Лотерика) на втором этаже второго терминала, где торгуют лотерейными билетами, подключают к любому местному оператору (я очень хотел TIM, т.к. читал про него хорошие отзывы), но … нужен бразильский документ: карточка с ID, которая заменяет внутренний паспорт. Увы. Поехали в отель. Это пригород Сан-Паулу, рядом с аэропортом, город Гуарульюс (Guarulhos). Пока заселились, время уже восемь вечера. Пошли искать. В местном торговом центре Poli Shopping (-23.4702, -46.5288) есть отделение TIM, но … уже закрыто ! Зато тут же прямо при входе работает отделение оператора Claro (Клару) (по-португальски, утвердительное «да, конечно»). Заходим. Общаемся с помощью своего нехитрого португальского и переводчика на смартфоне. Нет, говорят, нужен ID. Нет, говорю, ID у меня, ибо «Эу су да Хуссия» (Eu sou da Rússia). Вот российский паспорт, подключите по нему. Долго совещались и, ура, сделали. Что по итогу ? 10 реалов платим за саму сим-карту. А потом 15 реалов в неделю (это минимальный тариф) надо платить абонентскую плату. Какие и сколько там есть звонков и смс не знаю, нас интересовал только мобильный интернет. В тариф включено 1 Gb в неделю. Денег на счет можно закинуть в любой аптеке (да-да!) или в газетном ларьке, приходят моментально. Без комиссии. Мобильный интернет нормально работал в режиме 4G в Рио, Сан-Паулу, Манаусе и в Фоз-де-Игуасу и даже в Парагвае. А вот при приближении к границе с Аргентиной приходила смс, что всё, труба, вы в Аргентине и связь отваливалась. Но это был всего один день, пережили. Так что тетю Клару могу рекомендовать.
Язык. Только португальский. Многие понимают и испанский, но вам-то от этого легче не будет. Большинство сотрудников ресепшен отелей знают английский, часто на очень-очень слабом уровне. На этом знание английского у местного населения заканчивается. И это очень серьезная проблема. Вам придется как-то общаться: с официантами в ресторане, с водителями такси и автобусов, с кассирами супермаркетов и просто продавцами в магазинах, с горничными в отелях и много-много с кем еще. Что делать ? Я настоятельно рекомендую просмотреть (лучше пару раз) и законспектировать основные моменты (особенно глаголы !) курса Петрова на Полиглоте. Там шестнадцать уроков https://16polyglot.ru/portuguese/ Нам очень помог этот курс ! Очень ! Мы понимали почти все надписи вокруг, мы могли спросить элементарные вещи и понять что нам ответили. Ну и обязательно скачайте в офф-лайн на Яндекс-переводчике португальский язык. Это для понимания более «сложных» случаев.
Население. В целом, очень дружелюбное, туристу всегда стараются помочь. Даже маленькие дети, понимая к какой достопримечательности вы идете, всегда укажут вам верный путь. В разных регионах страны население разительным образом отличается по внешнему виду: в Игуасу это преимущественно светлокожие испаноподобные типажи с примесью индейцев гуарани, в Рио и Сан-Паулу больше чернокожих, в Манаусе явно преобладают индейские корни местного населения. Но мы никогда не сталкивались ни с малейшим негативом. И тут мы переходим к очень болезненной, я бы сказал, легендарной и опутанной мифами, теме:
Безопасность и обстановка на улицах. Среди туристов, желающих поехать в Бразилию бытует мнение, что по прибытию вас в лучшем случае немедленно ограбят, а в худшем – просто убьют. Что каждый бразилец имеет за поясом пистолет, спит и видит как поиметь белого туриста. К счастью не все так печально. Во-первых, правительство много делает и для повышения уровня жизни населения и для декриминализации знаменитых фавел. Мы лично были в двух фавелах в Рио без всяких сопровождающих: Санта-Марта и Виджигал. Я не чувствовал там никакой опасности. Обычные люди, обычная обстановка, нет подозрительных взглядов, да и общее состояние улиц даже близко не идет в сравнение с тем трешаком, который есть, допустим, в трущобе Кибера в Найроби. Там, извините, дерьмо течет по улицам рекой и мусор горами лежит и гниёт везде. Тут же даже близко нет такого. Понятное дело, что
1. Мы были в фавелах при свете дня
2. Фотоаппарат-«зеркалка» был без чехла в рюкзаке и не доставался без необходимости (это касается не только фавел, а любой прогулки по городу), т.е. он не болтался на шее.
3. В кармане у меня было не более 50 реалов, с которыми я бы с легкостью расстался при прямой угрозе моему здоровью, но никто не делал ни малейшей попытки даже с нами заговорить, если мы сами не были инициаторами.
4. Смартфон находится в переднем кармане шорт или джинс и не достается без необходимости: только для посмотреть маршрут на карте. Никаких фото людей без их разрешения !
В целом, это элементарные правила безопасности, которых я бы придерживался в большинстве посещенных стран мира. Но это совершенно не говорит о том, что в фавелах полностью безопасно. Совсем нет. И дальше в отчете я расскажу почему я в этом уверен.
Что касается общей обстановки вне фавел, а просто в городе. Полностью безопасно в Фоз-де-Игуасу. В городе огромное количество туристов и он живет за счет них. Власти в здравом уме, чтобы бороться за сохранность «золотой курицы».
В Сан-Паулу мальчик на ресепшен отеля крайне не рекомендовал нам в 11 вечера идти с чемоданами по улице до метро «Республика», хотя там всего 400-500 метров. Сказал, что днем - ради бога, ночью без багажа – тоже пожалуйста, а вот с багажом не надо. А уж если приспичило, то лучше до другого метро. Да, это подольше, целый километр, но гораздо безопаснее. В результате, мы поехали на Uber. Днем же в центре города абсолютно безопасно.
Рио. По Капокобане, Ипанеме, Леблону и два-три квартала «вверх» – можно гулять, по-моему, в любое время суток. Во-всяком случае в 9 вечера совершенно точно, а дальше мы просто шли спать в отель. Про фавелы уже писал. В центре Рио всё гораздо хуже, как мне показалось. Около Акведука среди бела дня я реально чувствовал себя напряженно. Там всегда тусуется достаточно большая группа мужчин средних лет, которые еще не совсем опустившиеся бомжи. И вокруг акведука не очень многолюдно, что вполне может их спровоцировать на открытый грабеж. Мы предпочли оттуда побыстрее убраться. И все это не смотря на то, что главный офис Petrobas (аналог нашего Газпрома) буквально в ста метрах. Окружающие кварталы у лестница Саларона тоже не вызывают доверия, но у самой лестницы никаких криминальных элементов видно не было.
В Рио, Сан-Паулу и Манаусе на улице достаточно большое количество бомжей. Я бы сказал, очень большое.

Не Индия, конечно, где определенный процент населения просто живет на улице с рождения до смерти. Нет. Но лежащий на тротуаре человек никого не удивляет. Тут это, как правило, именно опустившиеся личности, злоупотребляющие алкоголем и всяческими веществами. Кто-то просто валяется на тротуаре практически в чем мать родила, у кого-то есть одеялко, у кого-то картонка, а у продвинутых видели даже палатки. Днем они спят и попрошайничают, а ночью, видимо, как-то зарабатывают себе на жизнь. Опасны они для вас ? Днём – нет, если вы не разеваете рот. Они явно могут стырить то, что плохо лежит, но на прямое нападение вряд ли пойдут – слишком медлительны для этого. Ночью, конечно, я бы предпочел на них смотреть через стекло такси.
Что еще ? В Сан-Паулу в центре ближе к вечеру огромное количество проституток. Давненько я не видел столько жриц любви одновременно. Стоят, зачастую в одних стрингах с накинутой на плечи куртяшкой, несмотря на +16 на улице. Конкуренция, однако. Проституция в Бразилии официально разрешена, кстати. Как и сутенерство. Опасны ли они для вас ? Думаю, что нет. Если, конечно, вам не взбредет в голову воспользоваться их услугами.
Если подытожить: в Бразилии достаточно безопасно, если иметь на плечах голову и не бродить ночью по темным улочкам, обвесившись фототехникой и золотом. Это, впрочем, с 90% вероятностью верно практически для любой страны мира, включая и матушку-Европу.

Увы, формат ЖЖ не позволяет разместить много текста, приходится даже короткую техническую часть делить на две. Вторая часть будет завтра ...
> формат ЖЖ не позволяет разместить много текста, приходится даже короткую техническую часть делить на две.

Такое часто бывает когда техническую часть пишет гуманитарий :)
Я технарь до мозга костей :-)
Образование - ЛИТМО.
И уже года так 23 занимаюсь программированием :-)