Бразилия: Игуасу, Рио, Амазонка и Сан-Паулу + немного Аргентины и Парагвая. Серия 3

Продолжу описание нашего маршрута по Бразилии. Первая часть ТУТ. Вторая часть ТУТ. Техническая часть ТУТ.
Сегодня покончим с Рио :-)
День седьмой. Фавела Санта-Марта и центр.
Сегодня можно проснуться попозже и никуда особо не торопиться, выезжаем из отеля лениво в 9:40. Наш путь лежит в favela Santa Marta. Мы хотим посмотреть на памятник … Майклу Джексону, который там установлен. С чего бы, спросите вы, в бразильской фавеле установлен памятник великому американскому певцу ? Все очень просто. Тут снимался клип на песню «They Don't Care About Us». И, хотя самому Джексону клип впоследствии не понравился и он переснял его в совсем других интерьерах (а именно, в тюрьме), это событие оказалось настолько значимым для жителей Рио, что певцу возвели памятник прямо посредине фавелы.

Принято думать, что фавелы – это такие трущобы, где живут отбросы общества. И даже не живут, а так – гниют. Однако бомжи валяются на улицах совсем не фавел, а обычных кварталов. А в фавелах живут просто бедные люди, которым не повезло в жизни по факту рождения. Там достаточно чисто и безопасно. Это совсем не трущобы Африки. По крайней мере речь о тех двух фавелах, где мы были в Рио.
Итак, до Санта-Марта можно добраться, доехав до метро Botafago и пройдя дальше пешком минут 15. Но нам от отеля проще ехать на Uber до входа в фавелу: это стоит всего лишь 10 реалов. Что такое «вход в фавелу». Воображение рисует какой-то забор, обнесенный колючей проволокой или чего похуже. Нет, все гораздо прозаичнее. Условно говоря, это место, дальше которого такси просто не сможем поехать, хотя бы потому, что улочки фавелы совсем не предназначены для движения авто. Уж Санта-Марты дак точно. Это совсем небольшая фавела. Как же передвигаться по ней, тем более: как таскать грузы ? Ведь все фавелы стоят на склоне холмов, которые в Рио весьма круты. В случае с Санта-Мартой правительство нашло простой выход: был построен бесплатный фуникулер, который расположен на краю фавелы и имеет несколько остановок по пути следования на гору. Вот тут -22.9487, -43.1927 его нижняя станция, куда нас и привозит таксист. У фуникулера два отделения: грузовое и пассажирское. Платить за проезд не надо. Загрузились и поехали. Фактически фуникулера два. Оба имеют по три станции. В середине фавелы все выходят из первого, перегружаются во второй и следуют дальше. Наша станция – вторая на втором фуникулере. Она же предпоследняя. Выше только одна. Выходим и прямо по улочке, никуда не сворачивая, нужно пройти буквально метров 200. И вот он, Джексон: -22.9471, -43.1947.

Тут же есть мозаика, изображающая певца.

Ларек с какими-то сувенирами. И виды собственно на Санта-Марту. Народу никого. Никому мы не интересны. Пофотографировались и потопали обратно на фуникулер. От выхода отеля до выхода из фавелы всё мероприятие у нас заняло час. Идем к метро Botafago (-22.9513, -43.1841) и едем в центр города до остановки метро Carioca.
Собственно, у нас тут три цели:
Собор Святого Себастьяна (Catedral Metropolitana de São Sebastiã) (-22.9107, -43.1808);
Акведук-да-Кариока (Aqueduto da Carioca) (-22.913, -43.18);
Лестница Селарона (Escadaria Selarón) (-22.9153, -43.1792).
Собор впечатляет как размерами,

так и оригинальностью.

Небольшой лайфхак: под колокольной башней (да, это колокольня !) находится общественный бесплатный туалет.

Но приготовьтесь к тому, что он несколько … бомжеват.
Лестница, конечно, весьма и весьма оригинальна. Стоит сходить хотя бы потому, что такого больше не увидите нигде.

Очень интересной натурой был это самый Хорхе Селарон. Треть своей жизни отдал этой лестнице, на ней и нашел свою смерть. Эдакий городской сумасшедший в очень хорошем смысле слова.
Акведук как достопримечательность из себя не представляет ровным счетом ничего. Но ! По ней ходит трамвай.

Не обычный общественный транспорт, а туристический. Вот такой.

Он имеет всего три остановки. Начальная вот тут: -22.91, -43.1786. Билет стоит абсолютно конских 20 реалов на человека за туда-обратно. А идет трамвай по акведуку относительно недалеко в район Санта-Тереза (Santa-Teresa). Вот его вторая остановка: Mirante do Curvelo (-22.9188, -43.1829), а вот и конечная Largo dos Guimaraes (-22.9215, -43.186). Ни что такое Санта-Тереза, ни что такого на этих самых остановках, да и само наличие трамвая – всё это для нас явилось полной неожиданностью.
Мы прокатились, поснимали по пути огромное количество граффити,

вышли на конечной, почесали репу и этим же трамваем поехали обратно. Так вот стали жертвой своей неподготовленности.
Вид на центр Рио с акведука

Обратно в отель можно вернуться или от метро Carioca (-22.9082, -43.1785), или Cinelandia (-22.9116, -43.1757), к какой ближе окажетесь. Обращу ваше внимание еще раз: центр города Рио – это то самое место, где я чувствовал себя постоянно небезопасно. Очень много мутных личностей полубомжатского вида. Много, особенно в районе лестницы, тихих улочек, где вас могут прижать. Будьте внимательны.
День восьмой. Лучшие виды на Рио.
Сегодня повода спешить также нет. После завтрака выселяемся из номера и оставляем вещи на ресепшен отеля. У нас задумано несколько авантюрное мероприятие: забраться на гору «Два брата» (Morro Dois Irmãos). Расположена она над фавелой Виджигал (Vidigal). Это достаточно далеко, за пляжем Leblon. Сначала нам надо добраться до «подножия» фавелы: остановки Avenida Niemeyer (-22.9973, -43.2378). Судя по google maps, сюда должны идти автобусы 557 и 104. С трудом находим на Капокобане остановку, где вроде бы должен останавливаться автобус 104. Никакой информации само-собой нет, остановки – просто столб со знаком, на котором нарисован автобус. Ждем его, ждем. Нифига. Местные на расспросы: «Как добраться до Виджигала ?» только жмут плечами. В результате, плюём на это занятие и опять вызываем Uber. И всего за 17 реалов он довозит нас до места. Пошли они в баню, эти автобусы.
На самом деле нам нужна не автобусная остановка, а мототакси. Потому как по фавеле ездят именно они. Мототакси кучкуются вот тут -22.99477, -43.23491. Это вполне официальный вид транспорта, у каждого есть жилетка с номером. На них активно ездят местные жители, так что это не для туристов. Нас же пара мотоциклистов подхватывает уже сразу, как только мы выходим из такси: «Трилья ду дуош ирмаош ?» (тропа к двум братьям). Да, нам надо вот сюда -22.9955,-43.249. На картах google это именуется как Entrada para Trilha do Morro Dois Irmãos (Вход на тропу к горе Два Брата). Хоть и это «дикое» место, но я вас уверяю: все в фавеле знают куда нужно туристам. Мотоциклисты за пять минут доставляют нас на нужное место. Гонка по фавеле на мотике – уже само по себе приключение. Предупреждаю сразу: не платите этим оглоедам больше, чем 5 реалов за человека. Это стандартная такса, но обговаривайте цену сразу. Можно ли идти пешком по фавеле ? Наверняка, да. Но, поберегите свои силы: Виджигал достаточно большая фавела, по многим улочкам спокойно ездят автомобили, это вам не Санта-Марта. И путь все время в гору. А нас еще ждет длинный подъем.
Вход на тропу находится сзади футбольного поля местной школы. Там стоит вот такой щит.

На этом цивилизованность заканчивается и перед вами обычная лесная тропа. Сначала пологая, а потом местами очень круто уходящая в гору. Идти минут 45 в достаточно приличном темпе. Тропа одна и заблудиться невозможно. Никакого альпинизма нет, но удобные кроссовки обязательны. И вода. Захватите по литру на человека. И парочку банан. И да, смотрите по сторонам: бананы не для вас, тут живут дикие обезьяны-мармазетки.

Пугливые и еще не испорченные человеческим вниманием. Остановитесь покормить их. Заодно и отдохнете от подъема.

Прикольно то, что когда они наедаются (а мармазетке надо немного для насыщения, размером она всего лишь с вашу ладонь), то моментально теряют интерес к оставшейся пище и просто уходят обратно в лес.
Видео кормления

Еще один совет: не ходите после дождя. Будет очень скользко и в некоторых местах подниматься придется на четвереньках. Измажетесь как черти. Да еще упадете, не дай бог.
Недалеко от вершины, слева будет отличная площадка с шикарным видом на фавелу, лежащую по другую сторону горы: это знаменитейшая Росинья (Rocinha).

Видео вида (извините за тафтологию)

Интересно, что когда мы уже поднялись на самую вершину, со стороны Росиньи раздались характерные звуки автоматных очередей, а затем завыли полицейские сирены. Среди дела дня. Еще один штрих к портрету Рио.
И вот она, вершина ! Не побоюсь сказать, что отсюда самые лучшие виды Рио !

Какая там Сахарная голова или Корковадо ?! Вот оно ! И абсолютно бесплатно !
Вниз спускаться ничуть не быстрее и не проще, чем подниматься. У выхода поймали опять двух мотоциклистов. Они там не ждут, так что подождать придется скорее вам. Ну или топать вниз пешком через Виджигал.
Все мелкие деньги я раздал мототаксистам и, когда на остановке мы дождались такие этого 104 автобуса, оказалось что у меня 50 реалов, а у водителя нет сдачи. И у второго за ним нет сдачи. Они просто боятся брать крупные купюры. У местного ларечника также сдачи не нашлось: думал купить у него воды и тем самым разменять. А бегать по Виджигалу с полтинником в руке – плохая идея. Дошли до Леблона пешком, тут недалеко, заодно посмотрев на местный отель Шератон с его пляжем. (в-о-о-о-о-н там, на вершине второй горы мы только что были).

И на паренька, осваивающего нелегкое хобби.

Видео бесплодных попыток

Разменяли деньги в каком-то ларьке, купив воды и уехали на Капокобану.
Кстати говоря, кроме автобусов вдоль побережья курсируют еще маршрутки-микроавтобусы. Стоимость поезда на них 5,8 реала. Сами не ездили, просто видели.
Поужинали, отдохнули. У нас вылет в 21:10 в Манаус. Из всё того же дальнего аэропорта Галеан. Хорошая возможность все-таки осуществить задуманный путь. Идем от отеля до метро Cardeal Arcoverde (-22.9646, -43.1806) , тут минут 10 буквально пешком. И целый час пилим до Vicente de Carvalho. Надо только сразу сделать пересадку на следующей же станции – Botafago – на параллельную ветку. Ну как пересадку: выйти из этого поезда и подождать следующего. Параллельная линия идет потом еще несколько станций, но лучше садиться на начальной. Мы попали в часы пик и если б не затолкались в центр вагона, то до нужной станции доехали бы в весьма помятом виде. На Vicente de Carvalho выходим и по указателям идем на эстакаду BRT Transcarioca. Не надо выходить в город, просто идете по изолированному надземному пешеходному переходу и будет отворотка с надписью «ВRT Transcarioca». Тут останавливается множество маршрутов Транскариоки. Вам нужен номер 30 по правую руку от входа. Ехать до аэропорта еще минут 20-25 с одной остановкой (той самой, где мы застряли так неудачно по прилету) и в окно можете насладиться реальной нетуристической жизнью Рио. Вот в эти районы я бы точно не хотел попасть даже при свете дня, а уж вечером и подавно.
Вот и аэропорт, посадка на рейс. Прощай, Рио. Я вряд ли вернусь: просто незачем.