Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote in ru_travel,
Павел Петрович
pavel_petukhov
ru_travel

Categories:

Алма-Ата, часть 1 (25 сентября 2017 г.)

Третьим и последним пунктом моего путешествия в Казахстан стала Алма-Ата — бывшая столица республики, а ныне её крупнейший город. Наряду с Астаной — город центрального подчинения, не входящий в состав ни одной из областей (в этом году к ним также добавился Шымкент). Кстати, до Алма-Аты, с 1920 по 1929 гг., столицами Казахстана успели побывать Оренбург и Кзыл-Орда.



Здесь, у подножия Алатау (Тянь-Шаня) поселение под названием Алмату существовало ещё в средневековье, но современная история города ведёт начало с 1854 г., когда на этом месте была основана крепость, в 1867 г. ставшая городом Верный. С 1921 — Алма-Ата или, по-казахски, Алматы. Несмотря на перенос столицы в 1997 г., население продолжает расти и достигло на данный момент уже 1,8 млн. (казахов 59%, русских 26%). Город разделён на 8 районов. В 1988 г. началось строительство метро, но открыта первая линия была только в 2011-м. Зато трамвайная система, к сожалению, была ликвидирована в 2015-м. Сентябрь — самое удачное время для посещения Алма-Аты: летняя жара спадает, а количество осадков минимально (максимум — весной, такова особенность здешнего климата).

1.
Вот на этом поезде я прибыл на железнодорожный вокзал Алматы-2. Есть ещё и Алматы-1 в северной части города, посреди моря частного сектора и промзон, но туда я не добирался.

2.
Красивое здание вокзала построено в 1939 году.

3.
На привокзальной площади — памятник Абылай-хану, возглавлявшему Казахское ханство в 18 веке, разгромившему джунгар и признавшему протекторат России.

4.
Сразу же заметна деталь, отличающая Алма-Ату от городов Северного Казахстана и сближающая её со Средней Азией, — арыки. Они проложены вдоль большинства улиц и используются для орошения и увлажнения воздуха. Впрочем, работающими я увидел меньшую часть арыков, большинство выглядело просто как сухие канавы для ливневой канализации.

А планировка города в основном прямоугольная и ориентированная по сторонам света, почти как в Пекине. Прямые улицы с зеленью и арыками и с небольшим понижением рельефа с юга на север, прямоугольные кварталы. С одной стороны, это удобно, но с другой — улицы лишаются какой-то индивидуальности и хуже запоминаются.

5.
Застройка ближайших к вокзалу районов — преимущественно такая. Преобладают хрущёвки и сталинки «упрощённого» типа. Собственно, такая картина и в большей части города, выразительные здания разбросаны по городу и окружены рядовой застройкой. Но главная характеристика Алма-Аты — это всё же обилие зелени.

6.
А вот моя гостиница — во дворе, в четырёхэтажной хрущёвке. Выбирал из-за близости к вокзалу.

7.
Заселившись, иду осматривать окрестности. Здание ТЮЗа на проспекте Абылай-хана. Если идти по проспекту дальше на юг, можно увидеть многие достопримечательности города, но этот поход я отложил на третий день пребывания.

8.
Памятник писателю Габиту Мусрепову, имя которого носит ТЮЗ.

9.
Памятник Амангельды Иманову — революционеру, участнику установления Советской власти в Казахстане.

10.
Одна из черт Алма-Аты — огромное количество дубов. Они растут буквально везде. В соответствии с сезоном, с них постоянно падали жёлуди, и я удивляюсь, что ни один не свалился мне на голову (а судя по звуку, с которым они ударялись о землю, это было бы довольно чувствительно).

11.
Также для Алма-Аты характерны вот эти птички, которых я увидел впервые. Это майны — индийские, или афганские, скворцы, которые за последние несколько десятилетий вытеснили из среднеазиатских городов всех привычных нам птиц, за исключением голубей. На фото плохо видно, но опознать их можно по жёлтому клюву и лапам.

12.
Современная архитектура на улице Макатаева.

13.
Памятник поэту Мукагали Макатаеву (2002).

14.
Образец застройки 70-80-х годов, а Казахстане она часто выглядит нетривиально.

15.

16.
Дохожу до ТРЦ «Мега-парк».

17.
Обедаю с видом на горы.

18.
Затем иду в противоположном — восточном — направлении по проспекту Жибек Жолы («Шёлковый путь», прежнее название — Горького).

19.

20.

21.
Часть улицы представляет собой пешеходный «арбат».

22.

23.

24.
Как и положено Арбату, здесь расположились художники.

25.
Чем восточнее — тем ближе к старой, дореволюционной части города. Но от неё осталось только небольшое количество домов — самые выдающиеся, как вот этот.

26.
Сталинка с «восточными» мотивами. Судя по мемориальным доскам, здесь жили деятели науки Казахстана.

27.
«Зелёным сердцем» Алма-Аты можно назвать парк имени 28 панфиловцев. У северного входа — памятник знакомому нам по Астане Бауыржану Момышулы.

28.
В центре парка стоит знаменитый деревянный Вознесенский собор (1904-1907). К сожалению, во всей красе оценить его не удалось — он был на реставрации. Не везёт мне с памятниками деревянного зодчества, в Кижах была та же история.

29.
Так что полюбуемся осенними розами.

30.
В западной части парка — памятник революционеру Токашу Бокину.

31.
Улица Кунаева, ограничивающая парк с запада.

32.
Педагогический университет имени Абая.

33.
С южной стороны парка — памятник самому генералу И.В. Панфилову.

34.
И самый известный — мемориал панфиловцам, защищающим Москву. Её символизирует стилизованная кремлёвская стена.

35.
Мемориальный комплекс смотрит на Дом офицеров.

36.
Рядом — небольшое деревянное здание офицерского собрания (1908), где сейчас располагается музей народных музыкальных инструментов.

37.
Ещё образец дореволюционной архитектуры на соседней улице.

38.
Чуть севернее по улице Зенкова — кондитерская фабрика «Рахат». Сладкий запах от неё растекается по всему кварталу. Здесь же и фирменный магазин.

39.
Напротив — Зелёный базар.

40.
Дальше на север движусь по улице Пушкина и дохожу до центральной городской мечети (1993-1999).

41.
Казахское слово «аэропорт» у многих вызывает юмористические ассоциации. Э, мол, уезжай скорей отсюда. На мне «э, уезжать» ещё рано, только через три дня.

42.
Грузовик-памятник около метро «Проспект Райымбека».

43.
Сама станция. Построена она аккурат между железнодорожным вокзалом и автовокзалом, что вроде бы и удобно, но в то же время не очень близко к тому и другому.

44.
В сравнении с московским метро поезда ходят нечасто. Да и большой толпы не заметил — но я и был тут не в час пик.

45.
Проехав две станции, выхожу на проспекте Абая. Тут всё цивилизованно, даже велодорожки проложены, хотя велосипедистов не очень много.

46.
Памятник композитору Мукану Тулебаеву на пересечении с одноимённой улицей.

47.
Вдоль проспекта проложен самый широкий арык, через который перекинуты мостики.

48.
Это район вузов.

49.
Проспект Абая упирается в памятник самому Абаю Кунанбаеву (1960), за которым стоит Дворец республики (бывший Дворец культуры им. Ленина).

50.
По соседству — высотка гостиницы «Казахстан». 26-этажное здание было построено в 1977 году и почти тридцать лет было самым высоким в республике. В самой Алма-Ате её теперь перегнала башня «Есентай».

51.

52.
Станция канатной дороги, ведущий на гору Кок-Тюбе.

53.
Покупаю билет и отправляюсь наверх.

54.
Внизу расстилается частный сектор. Наверно, страшновато там жить, прямо под линией.

55.
Восточная объездная дорога.

56.
С горы (1130 м.) открываются виды на город.

57.
На горе — парк с колесом обозрения и прочими аттракционами.

58.
Рестораны и тому подобные заведения.

59.
А также телебашня (1984 г., 371 м.).

60.
Яблоко — символ города.

61.
Памятник «Битлз» (2007). Почему именно им и именно здесь — не объясняется.

62.
Виды на соседние, более высокие отроги Тянь-Шаня (Заилийского Алатау). Пожалуй, впервые в жизни я увидел такие высокие горы — не менее 4000 м.

63.
Романтика!

64.
Побродив по Кок-Тюбе, спускаюсь вниз.

65.
Маловодная в этот сезон Малая Алматинка.

66.
Гостиница «Казахстан» в закатных лучах.

67.
В городе большое количество фонтанов.

68.
Иду на север по проспекту Достык. Памятник Тарасу Шевченко.

69.
Памятник Джамбулу Джабаеву. Можно также обратить внимание на дома на заднем плане. Всё-таки, как уже было сказано, позднесоветская архитектура в Казахстане довольно оригинальна.

70.
Зашёл в книжный магазин. Много книг на евразийскую и тюркскую тематику.

71.
Здание филармонии и памятник акыну Суюнбаю Аронулы.

72.
Во время войны здесь в эвакуации работали выдающиеся деятели отечественного кинематографа. Тем временем начало темнеть, я поужинал и двинулся в направлении гостиницы. На следующий день мне предстоял поход в западную часть города.
Tags: Казахстан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments