Летит, летит степная кобылица... (bay_horse) wrote in ru_travel,
Летит, летит степная кобылица...
bay_horse
ru_travel

Category:

Дворец дожей

Во второй половине дня в Венеции я пошла на экскурсию по Дворцу дожей. Он находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами. Предположительно архитектором был Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто.

IMG_8013

Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.

IMG_8042

IMG_8045

Двор Дворца дожей окружён двухъярусными мраморными аркадами и украшен восемью древнегреческими скульптурами. Особое внимание привлекает к себе статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа скульптора Д.Бандини). Посередине двора до сих пор стоят два пышных бронзовых колодца-водоёма, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой каждый день заполняли внутренний двор дворца и разносили оттуда своё холодное и вкусное питьё даже в самые отдалённые кварталы Венеции.

IMG_8043

IMG_8048

С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции (работа Якопо Сансовино); так лестница и получила своё нынешнее название. Тут же проводились все торжественные церемонии Венецианской республики, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превращалась как будто в гигантский трон, а самый старший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор — символ власти дожа. Лестница ведёт в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «львиные пасти» — выгравированные головы львов, в которых опускались послания и тайные доносы, бывшие компетенцией разных управлений.

IMG_8096

В парадные залы дворца можно подняться по «Золотой лестнице», спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченной Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старые времена предназначалась для важных гостей и высокопоставленных особ, чьи имена значились в «Золотой книге». Эту книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали туда 200 семей, члены которых могли занимать важные государственные должности с тех пор и до конца существования республики. «Золотая книга» хранилась в особенной комнате, устроенной под «Золотой лестницей» в 1180 году дожем Себастьяно Дзианни.

IMG_8051

IMG_8052

Зал четырех дверей – потолок украшен лепниной и фресками Тинторетто:

IMG_8053

IMG_8055

Всю стену занимает картина Андреа Вичентино «Прибытие Энрико III в Венецию» (Andrea Vicentino «Ambasceria a Enrico III»):

IMG_8056

IMG_8057

Во дворце осталась единственная сохранившаяся после пожара картина Тициана, которая находилась при пожаре в мастерской. Во время выборов дожа претендент на его место должен был заказать свой портрет художнику, заплатив за него из своего кармана. На картине он должен был быть изображен стоя на коленях. На упомянутой картине слуга республики - дож Антонио Гримани стоит на коленях перед символом веры - девушки с большим крестом, в руке которой чаша со Святым Причастием, а слева Святой Марк с крылатым львом. Антонио Гримани воевал с турками и командовал флотом. Он был разбит и чудом не погиб весь флот. Из-за угрозы быть повешенным он сбежал в Рим к сыну кардинала. Затем пришло помилование. Через 20 лет, в возрасте 87 лет, ему объявили полную амнистию и выбрали в дожи. Отсюда пошло поверье - «Да воздастся вам» (он верил и получил).

IMG_8059

Зал Антиколлегии также щедро украшен лепниной и фресками Тинторетто, но главное здесь - шедевр Веронезе «Похищение Европы».

IMG_8062

IMG_8063

IMG_8065

В Зале Коллегии собиралась Коллегия, состоявшая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета десяти и Верховного Канцлера. Тут принимались важнейшие решения правительства республики. Этот зал был создан Антонио де Понти в 1574 году. Прекрасный позолоченный потолок с резьбой создан Франческо Белло и является обрамлением аллегоричных полотен Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне, увенчанная Справедливостью и Миром».

IMG_8066

IMG_8067

IMG_8068

Зал Сената был также реконструирован Антонио де Понти. Рисунок прекрасного потолка был сделан Кристофоро Сорте. Установленные в него панно созданы разными художниками, в частности Тинторетто.
"Дож Николо да Понте, призывающий защиту Богородицы", Тинторетто:

IMG_8070

IMG_8071

IMG_8072

На стенах зала Сената – оригинальные часы с одной стрелкой и календарь со знаками зодиака.

IMG_8073

IMG_8074

Потолок зала Сената украшает "Триумф Венеции" Тинторетто:

IMG_8075

Картина Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей»:

IMG_8076

IMG_8077

IMG_8078

IMG_8079

В Зале Совета десяти заседал трибунал, ведший следствия, которые касались политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входило десять членов Большого Совета и шесть советников. Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре расположен шедевр Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезённый в 1797 году французами в Париж и до сих пор находящийся в Лувре. Сейчас на месте полотна находится его копия, выполненная Якопо ди Андреа.

IMG_8081

IMG_8082

В этом зале осуждённые через особую секретную лестницу следовали в верхнюю часть дворца, которая называлась «Свинцовой кровлей», а также «Свинцами» или просто «Пьомби». В анфиладах пышных залов теснились чудеса искусства и красоты, а над плафонами, что блестят фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В стенах тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и десятилетний ребёнок, если сможет войти, то только нагнувшись. Затворы и железные решётки давно исчезли, но на стенах и по сей день видны обгорелые остатки деревянной обшивки, которая хоть как-то охраняла заключённых от влажности…

IMG_8083

IMG_8084

Зал Компаса – здесь дожидались своего приговора осужденные. В углу - деревянный шкаф со скульптурой богини Правосудия наверху. Потайная дверь, замаскированная под дверцу шкафа, вела в кабинет, где сидела инквизиция.

IMG_8085

Зал Большого Совета — самый большой зал не только в Венеции, но и во всей Италии. Его длина 54 метра, ширина — 25 метров, а высота — 15 метров.

IMG_8086

На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции». Окна зала выходят на лагуну. Громадный плоский потолок затянут роскошными живописными полотнами, оправленными тяжёлыми вызолоченными узорами.

IMG_8087

IMG_8088

Зал Большого Совета занимает всё южное крыло Дворца дожей. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других известных художников, однако все они были уничтожены во время пожара 1577 года.

IMG_8090

Зал был реконструирован по проекту Антонио де Понти. Перед восточной стеной в Зале Большого Совета на пьедестале установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире — «Рай», написанный Якопо Тинторетто и его сыном Доменико в 1590 году.

IMG_8091

В Зале Большого Совета сейчас расположены прекрасно написанные портреты всех дожей, правивших Венецией. Однако на месте, где должен был быть портрет дожа Марино Фальеро, размещён чёрный свиток, с надписью на нём: «Здесь место Марино Фальеро, казнённого за измену».

IMG_8092

IMG_8093

IMG_8094

Оружейные залы. Моё внимание в первую очередь конечно привлекли доспехи для всадника:

IMG_8099

Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён – словом, есть на что посмотреть.

IMG_8100

IMG_8101

IMG_8102

Щиты - настоящие произведения искусства!

IMG_8103

IMG_8104

IMG_8105

Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности – мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания – удивительное достижение.

IMG_8106

IMG_8107

В общем я, даже будучи женщиной, сильно впечатлилась красотой и совершенством оружия. Будь я мужчиной - вообще бы наверно зависла там надолго.

IMG_8108

IMG_8109

IMG_8110

Во дворике дворца находится оригинал скульптуры, изображающая воина Феодора Тирона (копия - на западной колонне Пьяцетты). Он составлен из торса скульптуры неизвестного римского полководца II века и головы статуи Митридата Понтийского, привезённой также из Константинополя; у ног святого находится такой же составной крокодил — по легенде, это символизирует морское могущество Венеции.

IMG_8098

IMG_8113

Выходим из Дворца дожей:

IMG_8115

Балкон, с которого дож показывался народу:

IMG_8117

На этом, к сожалению, заканчивалось моё посещение Венеции. Мы с моей туристической группой сели на катер и поплыли назад.

IMG_8125

Прощальный взгляд на Венецию:

IMG_8127

IMG_8129

Огромный лайнер в порту:

IMG_8134

К сожалению, на этом закончилось не только посещение Венеции. На следующий день с утра я улетела из Италии домой. Так что это последний пост об этом моём недельном путешествии.
Напоследок - фото венецианской чайки. Они там какие-то огромные, размером чуть не с орла:

IMG_8040
Tags: Венеция, Италия, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments