7 лет тому назад в Тибете (2/2)

IMG_7769

В принципе, самая интересная часть маршрута была уже проделана. До Лхасы оставались какие-то жалкие 500км, в основном плоско, с невысокими перевалами по дороге и сбросом более 1000м вниз к самой Лхасе.

Предыдущие 8 дней были довольно трудными, и сегодня я решил отдохнуть, тем более что ничего интересного в ближайшие пару сотен километров не ожидалось.



День 9. Amdo (4700m) - DamXung (4260m), 300km (car)



Ранним солнечным утром 14-го октября 2011-го года я проснулся впервые за последние 10 дней в удобной кровати гостиницы и позвонил по номеру телефона, который мне прислали по мэйлу организаторы из Ченду. Конвой ответил, и мы договорились встретиться в забегаловке неподалеку от моей гостиницы и позавтракать вместе на брудершафт.

Встретились, попили кофейку, познакомились. Я сказал что мне надоело крутить педали и что хочу напрямую в Damxung, откуда начинается отвилка до озера Нам-цо. Сказано - сделано.

Лирическое отступление



Изначально я распланировал маршрут так, чтобы посетить озеро Namtso, одно из четырех священных озер Тибета. Каноническая дорога к озеру начинается в городе Damxung. Мне эта дорога показалось не очень интересной, и я решил попробовать альтернативный путь - через дорогу S301, которая проходит к северу от Намцо:



Я потратил довольно много времени на изучение окрестностей. В то время я не нашел никакой информации по этому региону (впрочем, сейчас через 7 лет ее не больше). Несмотря на это, я прорисовал маршрут пользуясь спутниковой картой, на которой проглядывались какие-то дороги, и попросил организаторов сделать пермит таким образом, чтобы он покрывал северную часть озера Намцо.

Когда я встретился со своим конвоем, первым делом я поинтересовался у них в курсе ли они того, что перед Nagqu нам нужно будет свернуть на запад, на S301. Гид, разумеется, начал морочить голову насчет того, что там негде ночевать, что там нет бензина и что негде купить еду. Я понял, что скорее всего мне придется отказаться от свое идеи, и довольствоваться каноническим маршрутом через Damxung.

С этими грустными мыслями мы и выехали из Амдо.

01. Выехали из Амдо
IMG_7658

02. Поворот на S301. Жаль, там могло быть интересно :(
IMG_7659

03. Докатили до NagQu. Большой город, остановились на обед.
IMG_7663

Поехали дальше. Это моя третья поездка в TAR, но каждый раз меня умиляют бильярды, расставленные в самых неожиданных местах.

04. Бильярд
IMG_7664

Выехали из Нагчу. Через некоторое время поровнялись с группой простирающихся

Что такое простирания я себе хорошо представляю - я неоднократно это наблюдал в самом Тибете и его окрестностях. Так же я слышал, что тибетцы могут простираться на протяжении тысяч километров, от своей деревни до самой Лхасы. Но по-настоящему в природе я такого не видел, это было для меня впервые.

Википедия дает некоторое представления об этом ритуале, я лишь ограничусть подборкой фотографий.

05. Простирающиеся
IMG_7671

06. Ребята простираются от города Qamdo, что в восточном Тибете.
IMG_7675

07. Это на минуточку несколько тысяч километров
IMG_7676

08. Весь путь занимает более полугода
IMG_7678

09. На руках дощечки, чтобы не стереть кожу
IMG_7681

10. Народ user-friendly :)
IMG_7682

11. Местные тибетцы их кормят и дают им кров. Это эдакая тибетская мицва
IMG_7686

12. Мои водила и гид дали им пару юаней и банки кока-колы
IMG_7687

13. Я тоже дал, ибо мицва это
IMG_7694

14. Короче я очень сильно впечатлился. Мои предыдущие 8 дней сразу показались детским лепетом по сравнению с этим.
IMG_7696

15.
IMG_7700

16.
IMG_7702

17. Докатили до какого-то микро-перевальчика. Ничего особенного.
IMG_7705

В Дамсунге водила с гидом потащили меня в ресторан, где напоили китайской рисовой водкой. С 2002-го года я знаю какая это гадость. Неоднократно я зарекался ее употреблять. Но вот и на старуху бывает проруха - не смог я им отказать, наклюкался до зеленых соплей, на высоте 4200м.

А зря, назавтра ведь очередной перевал в 5200м.

День 10. DamXung (4260m) - NamCo Lake (4700m), 60km



На пути к озеру мне предстояло набрать около 1 километра до перевала LakenLa.
Предыдущий вечер закончился праздничной попойкой, и поэтому наутро я не чувствовал особенно хорошо :)

Однако, посчитав себя уже достаточно акклиматизированным за последние 10 дней, я решил ехать несмотря на избыточный процент алкоголя в крови.

В наличие конвоя есть некое преимущество - им в джип можно бросить свои шмотки, и самому поехать налегке !

Первые 10км - выезд из Дамсунга через бескрайние поля и жнивы.
Детишки спешат в школу, родители на поля, а я - на озеро Намцо !

Надо отметить, что темпы, с которыми китайцы строят в Тибете просто ошеломляющие. Первый раз я был в TAR (и в Лхасе) в мае 2002-го. Уже тогда исторический центр усиленно перестраивался, старые тибетские дома сносились, и на их место приходил китайский пластиковый новодел. Хотя надо отдать им должное - они честно пытаются строить свой новодел в духе старого Тибета.

Второй раз я посетил Лхасу летом 2005-го, и я ее с трудом узнал. Уже тогда она превратилась в обычный большой китайский город с супермаркетами и моллами, хотя какая-то аутентичность все еще сохранялась. Дороги вокруг Лхасы были уже заасфальтированы, и вся 318-я (AKA Friendship Highway) к западу от Xigaze усиленно асфальтировалась ударными темпами:

18. Sweet memories : еще неасфальтированная G318 в 2005-м году в районе Lhatse (TAR)
0100_crw_3979

Так и с дорогой к Намцо. Еще совсем недавно это была обычная разбитая грунтовка, а сейчас - новенькая, хорошо сделанная асфальтированная трасса.

19. Начало подьема. Новенькая дорога at your service
IMG_7709

20. Повстречался с пастухом, гонящем куда-то стадо яков
IMG_7710

21. Пастух
IMG_7713

22. Фейковый полицейский. Настоящий, даже китайский, долго в таких условиях не протянет :)
IMG_7717

Надо признаться, что без груза едется легче, несмотря на рисовую водочку :)
Но даже без груза, в какой-то момент я подустал. Высота, однако.

23. Красотища-то какая. Мать-мать-мать, привычно откликнулось эхо.
IMG_7715

Я уже не помню такие интимные подробности, но EXIF не подводит :
1. подъем начался в 10:23ам (после первых 10км выезда из Дамсунга)
2. пастуха повстречал в 11:07ам
3. до перевала добрался в 1:25pm

Всего 3 часа, вполне достойно !
Но фоток с подъема, увы, мало. Занят был, не до того :)

24. 1:19pm, почти доехал ! Добрые туристы не оставят без селфи.
IMG_7720

25. Перевал
IMG_7723

26. Красивые виды на озеро .. ну и заодно на меня :)
IMG_7726

Пофоткался - и в путь !
За перевалом шквальный ветер. Надо сбросить 500м по высоте.
Еду вниз с ветерком, доезжаю до будки с солдатом.
Солдат орет мне что-то, я с белоснежной улыбкой проезжаю мимо :)

Докатываю до какой-то свежевыстроенной деревни.
Страшный дубак, шквальный ветер, до гостиницы еще километров 20.
Теплой одежды нет, оставил все в джипе.
Спрятался за каким-то сараем, вызываю конвой.
Те предлагают не мучатся херней и сразу до гостиницы.
У меня голова сильно болит, соглашаюсь :)

Докатили быстренько до гостиницы, я пошел в кровать отлеживаться.

27. Гестхауз. Я бы удивился, если бы в названии не было "Holy Lake"
IMG_7764

Отлежался, стало лучше. Пошел на холм по соседству. Вверх идти нелего, это вам не педали крутить.

28. Вид с холма на гостиничный конгломерат.
IMG_7730

Погулял по холму.
Невероятно красиво.
Далее без комментариев.

29.
IMG_7728

30.
IMG_7733

31.
IMG_7734

32.
IMG_7736

33. Вечерело
IMG_7739

34. Очень сильный ветер
IMG_7740

35. В конце холма - часовня
IMG_7751

36. Вид от часовни в сторону гестхаузов
IMG_7743

37. Вечерело
IMG_7753

38. Флажки трепещут в яростном ветру
IMG_7757

39.
IMG_7760

Пошел вниз, поужинал.
После ужина - легкий hike вдоль озера, любуемся закатом

40.
IMG_7766

41. Священный осел возле священного озера
IMG_7769

42. Священные туристы е*шат луки
IMG_7773

43. Священная бабка хайкает вокруг озера неистово крутя молитвенные барабаны. Для усиления эффекта, так сказать.
IMG_7775

44. Вечерело
IMG_7781

45.
IMG_7784

46. Последние лучи уходящего дня
IMG_7788


День 11. NamCo Lake (4700m) - DamXung (4260m) (car) - YangBaJing (4280m), 70km - Lhasa (car)



После Нам-цо мой моральный настрой почему-то опустился ниже плинтуса.
Мне хотелось уже поскорее закончить поход и вернуться домой, где меня ждали очень интересные события. Возможно, это просто вытеснило у меня из головы Тибет, и больше о нем мне думать не хотелось.

Так или иначе, утром 16-го октября 2011-го года, после плотного завтрака, конвой забросил меня обратно в Дамсунг, где я пересел на велик и двинулся в сторону деревни YangBaJing, где должна быть моя последняя ночевка перед Лхасой.


До Янбадзина было километров 60, с небольшим перевалом. Деревня известна своими горячими источниками, где и планировалось переночевать.

Катилось почему-то очень тяжело, несмотря что было ровно.
Окружающая действительность мне была совсем неинтересна, я ничего не фотографировал.

Через 50км несложной и плоской дороги начался небольшой 400-метровый подьем на последный на пути перевал, после чего надо было сбросить 300м до самого Янбадзиня.

В деревне зашли на горячие источники, я там искупался.
Конвой спросил что я хочу делать дальше.
Я сказал что мне все надоело, и я хочу в Лхасу.
Те удивились - до Лхасы было всего километров 80, с непрерывным спуском.
Это все можно было проделать наутро часа за 4, если уж совсем расслабленно.

Но вот я почему-то не захотел. Может зря - все же дембельский аккорд :(

Мы доехали за час до Лхасы.

Помня как Лхасы изменялась в мои преыдущие посещения, я не питал больших надежд от своего третьего свидания. И правда - с 2005-го на западном въезде в город появилась большая промзона, с автосалонами и большими моллами. Центр города совсем не узнать, из старого там остались только Потала и Джоканг. Ну и еще немного.

Меня поселили в какую-то туристическую гостиницу. Вечером пошел гулять по городу.
Зашел в бар, набитый туристами, выпил пива, и не понял где я нахожусь.

Это ли та Лхаса, которую я знал и любил когда-то ?


День 12/13/14. Сборы, разьезды



Поскольку мы приехали в Лхасу на день раньше распланированного, я решил использовать этот день познавательно. Я потребовал у организаторов чтобы конвой меня бесплатно свозил в монастырь Ganden (прим. 80км), где я еще не был.

После недолгих споров, конвой согласился :)

Ганден - это один из "большой тройки" монастырей школы Гелуг-Па (главой которой считается Далай-Лама), наряду с монастырями Sera и Drepung, в которых я уже был до этого.

Дорога туда занимает час, в конце подъем, специально для велика :)

47. Подъем к Гандену
IMG_7791


48. Подъем к Гандену
IMG_7793

49.
IMG_7794

50. Пошел гулять по монастырю
IMG_7796

51. Красиво
IMG_7797

52.
IMG_7800

53. Зашел в монастырский двор
IMG_7802

54. Там монахи дебатируют
IMG_7807

Дебаты в буддизме - это один из способов познания действительности.
Ну мы в курсе - в споре рождается истина :)

55. "А я тебе говорю - Гуру Ринпоче !"
IMG_7808

56. "Сам ты Гуру Ринпоче ! Это ж Падмасамбава, дубина ты стоеросовая !!"
IMG_7811

57. Шепчутся
IMG_7809

58. В процессе доказать свою точку зрения принято сильно хлопать в ладоши. Шум стоит нехилый :)
IMG_7810

Вернулись после обеда в Лхасу, пошли зачем-то в Норбулингку, хотя я там уже бывал. Наверное, конвою надо было бабло освоить :)

Norbulingka - это летняя резиденция Далай-Лам. Там красиво.

59. Норбулингка
IMG_7813

60. Она же
IMG_7814

61. И еще
IMG_7817


Купил билет на самолет Air China в Ченду на завтра, 18-е октября. Оставшийся день потратили на поиски коробки для велосипеда. Ничего не нашли, пришлось обложить велик картонками и обмотать все это изолентой.

62. Перед аэропортом. Коробка получилась ништяк :)
IMG_7818

Кстати, китайцы построили toll-road до аэропорта. Я еще помню те веремена, когда там была грунтовка ..

Так же построили и аэропорты в западном Тибете. Рядом со мной боардился рейс в Ngari
Опять же, я хорошо помню времена, когда до Нгари надо было ехать 4 дня по убитой грунтовке ..

Полет в Ченду 2ч, огромный А330. В аэропорту Ченду сдал шмотки в камеру хранения, дальше - налегке.
Доехал до своего хостеля, пошел гулять.

63. Ченду тоже сильно преобразился
IMG_7821

64. Найди настоящую
IMG_7822

65. Мегаполис
IMG_7829

Мой КЛМ отправляется завтра в 2 дня, до аэропорта ехать недолго, т.е. до 11 утра у меня есть время гулять !

66. Пенсионеры рано утром на гимнастике
IMG_7833

67. Красота
IMG_7834

Пошел в парк в центре города. Оттуда до аэропортовского автобуса совсем недолго.

68. В парке все ведут ЗОЖ.
IMG_7836

69.
IMG_7838

70. Вздох глубокий
IMG_7839

71. Руки шире
IMG_7841

72. Не спешите
IMG_7842

73. Три-четыре
IMG_7847

74.
IMG_7855

Я обожаю китайские парки. Ну и японские тоже :)
И Ченду я тоже обожаю, он клевый. В марте есть билеты на United, прямой из SFO, всего за $500, надо брать :)

75. Парк
IMG_7857

76. Emergency - это когда приспичит :) ?
IMG_7858


Пошел на автобус, приехал в аэропорт, зачекинил свое барахло.

В самолете хорошо отоспался.
И снилось мне озеро Намцо, и снился мне перевал Танггула :)

Part I

https://silugram.livejournal.com/12511.html
https://silugram.livejournal.com/12650.html
https://silugram.livejournal.com/13053.html

На последнем фото прочитал "Area For Makeshit Tents". What the shit, подумал. :))) Интересно, как выглядят китайские самодельные палаточки...
Еще раз повторю: великолепный рассказ, великолепные фотографии. Браво!
:)))
Я в прежние годы перевозил велики (маунтинбайк, шоссеры) в коробках. Самое милое дело - сходил в веломагазин, взял на халяву коробку. :))) В прошлом году решил прокатиться по Кореям (Северной, Южной), совершить транскорейский велопробег и подумал, что в Северной коробку будет трудно найти, и купил мешок --- за сто, что ли, долларов. Мешок оказался так себе, но выдюжил. Внутри обложил картонками. Я бы купил нормальный велосаквояж, но они не складываются, да и больно дорогие они, не по Сеньке шапка... :)))

1
Можно подробнее про dprk ? Это прямо вот так через всю страну на веле ?

Я как-то пытался узнать про такое, все туроператоры (включая тех, кто делал мне туда обычный тур) покрутились пальцем у виска . Ну в смысле что по городу ещё как-то можно договорится, но вот чтобы так прямо велопробег ..
Это был проект питерских товарищей. Мы связались напрямую с Комитетом по внешним культурным связям с заграницей КНДР, те связали нас с Госкомпанией спортивного туризма КНДР...
Велопробег планировали с севера (от границы с Россией до Пханмунчжома, ок. 1000 км), но корейцы не дали добро (де по пути нет гостиниц, столовок), но я сразу сказал своим товарищам, что никто не даст добро проехать мимо трудовых лагерей, полигонов, мимо ракет с ядерными боеголовками. :))) Пришлось согласиться на то, чтобы пройти обязательный для всех иностранцев тур по достопримечательным местам Пхеньяна, Кэсона. Нам дали прокатиться по стране (директор Госкомпании хвастался, в некоторых местах впервые в истории человечества)... :)))
Из Пхеньяна я улетел во Владик, оттуда через три часа улетел в Сеул. А там прокатился по знакомому маршруту Сеул - Пусан. После потусил в Тэчжоне, Сеуле...
Как где? По стране. :)))
Прокатились по Пхеньяну (40 км), в горах, там-сям. Поднялись на гору над горнолыжным курортом Масик... Было занятно, но мало. До ужасного мало. Мы планировали в день проезжать км по сто...
Ну понятно, по городам и ближайшим окрестностям, как я и думал . Но все равно круто лучше чем ничего.

Я в свое время пытался договориться насчёт пробега Пхеньян-Сеул, но разумеется не получилось .
Кто ж даст пересечь границу? :)))
Я написал довольно много - о подготовке к пробегу. Переговоры, переписка были занятные. Сейчас пишу травелог (северную часть).
Одна из первых (какая пришла на ум) записей - здесь.
https://atsman.livejournal.com/2178445.html
Не знаю, я в наглую спросил. За спрос же в лагерь не посадят.

По городу смысла большого кататься не видел.
Мы со Змей Г. написали в Госком, что в свете последних событий хорошо было бы провести международный велопробег Пхеньян-Сеул. Ответа пока нет.
Если получите положительный ответ - please count me in :)
But... The thing is if you got American citizenship only (are you American?) you are deemed to be subject to the US ban on Americans' visits to North Korea. Unless Mr. President may think otherwise by the time of the event and the ban will be lifted... )))
Здорово!
Фото и пейзажи десятого дня просто неописуемой красоты
Да, оз. Намцо это вообще какая-то другая планета.