Велобайки (silugram) wrote in ru_travel,
Велобайки
silugram
ru_travel

Category:

No happy - no good, или трудности перевода (1/4)

Нефритовый стержень седла
пронзил совершенство Вселенной

Неизвестный китайский мудрец


IMG_5205






Страна: Китай (провинции Сычуань и Юннань)
Нитка маршрута
Bifeng Gorge - Tianquan - Luding - Kangding - Xinduqiaozhen - Yajiang - Daoban 112 - Litang - Sangdui(машина) - Xiangcheng - Kesi - Gezan - Zhongdian - Hutiaoxia(Tiger Leaping Gorge)
Даты активной части маршрута:
с 22.09.2010 по 05.10.2010
Километраж: 909 км
Суммарный набор высоты:
20949 м


* Все фотографии (за исключением обозначенных звездочкой) и видеоматериалы, представленные в отчете, сделаны автором, и могут быть использованы в некоммерческих целях со ссылкой на первоисточник.

** Отчет написан по горячим следам в 2008-м и переформатирован с небольшими изменениями в 2019-м. Фотографии перенесены с Пикасы, добавлены кое-какие подробности, убраны лишние детали и неуместная лирика :)


Увертюра



В начале лета 2010-го после годичного перерыва, вызванного семейными обстоятельствами собрался я в очередной велопоход. Мне удалось выторговать себе две с небольшим недели на осенние израильские праздники. Володя предложил ехать в Занскар – он разработал маршрут от Сринагара до Ле через какие-то нехоженные буераки, где предполагалось довольно длительные участки тащить велик на себе. В качестве бонуса предлагался круг от Ле через Кардунский перевал и долину Нубры. Меня, честно сказать, интересовала лишь только 2-я часть – перспектива тащить на своём горбу велик на 5000-ые перевалы мне не улыбалась. Занскар мы мало-мальски видели во время забега Манали-Ле, а вот пересечь на велосипеде world highest motorable pass было бы довольно забавно, и неважно, что в действительности высота Кардонга на 200м меньше заявленной :) Но делать нечего – партия сказала «надо» - билеты были куплены.

Через пару дней после покупки билетов я взбунтовался, и заявил что ни в какую Индию ехать не хочу. Володя сказал, что ему в принципе все равно, и что если я найду другой вариант, который с учетом отмены билетов будет стоить не сильно дороже, то он не против. В Дели мы собирались лететь моей любимой Люфтганзой (которой в момент написания этих строк я лечу в Сан Франциско), а любимая LH за факт провоза велика в ОДНУ сторону берет 250 санфранцисковских баксов. Это в принципе облегчало мне задачу – большинство других авиакомпаний оценивают перевоз велосипеда гораздо адекватнее, т.е. margin в 500 баксов у меня изначально уже был :-)

Стоит отметить, что через несколько дней после того, как мы отменили билеты, весь этот регион накрыло страшным наводнением с большими жертвами среди местных и туристов. Совпадение ? Думаю да.


План



Розовой мечтой моей буйной зрелости было добраться на велосипеде до Лхасы всеми 5-ю возможными способами (не считая жесткий оффроад). Для отчетности перечислю их в произвольном порядке:
1. Friendship highway из Катманду
2. Xinjiang-Tibet highway из Каргалыка (или из Кашгара)
3. Qinghai-Tibet highway из Голмуда
4. Sichuan-Tibet highway (северная и южная ветки)
5. Юннаньский тракт

Первый вариант был проделан (правда в обратном направлении и налегке) в 2005-м, т.е. оставались актуальными четыре следующих. Второй вариант в моих глазах - самый интересный, эдакий trip of a lifetime, но он же и самый сложный и долгий (более 2500км), посему был отметен сразу. Остальное, если брать по минимуму (т.е. участки после густонаселенных мест) – это примерно по 1500км, что соотвсетствует приблизительно 20-ти дням езды нетто (не учитывая подъезды и отъезды). Я возможно и попытался бы выторговать себе 3 недели, но была другая проблема, которую решить оказалось гораздо сложнее.

После печально известного восстания 2008-го года китайцы довольно сильно закрутили гайки, и если раньше, пройдя чекпост ночью, можно было быть уверенным, что на дороге-то уж точно не поймают, то в 2008-м были введены дополнительные патрули на дорогах, целью которых является отлов таких вот орлов как мы. Я не нашел отчетов, датированных 2008+ годом об успешном самостоятельном прохождении вышеперечисленных трактов иностранцами, и посему было решено не пытать судьбу в лице китайских погранцов, и ограничиться официально открытыми районами Сычуаня и Юннаня.

Я подготовил 2 версии маршрута – одна с поворотом в Литанге, 2-я с поворотом в Батанге (на юг вдоль официальной границы с TAR). 2-я версия давала еще километров 500 пути, но по местам уже гораздо более диким. Оба этих варианта начинались в Яане в питомнике панд (прим. 100км от аэропорта Ченду), и кончались в городе Лицзян, который является достоянием человечества по версии Юнеско. Непосредственно перед Лицзяном планировался трек по Tiger Leaping Gorge, который, кстати, тоже не обойден вниманием этой недостопочтенной организации. Варианты были представлены участниками велопробега, и одобрены в первом чтении.

Я нашел довольно дешевые билеты на КЛМ до Ченду с одной пересадкой в Амстердаме (на полдня), и учитывая, что дополительных денег за сам факт наличия велосипеда кээлмщики не взяли, в конечном итоге даже с учетом отмены LH это немного удешевило наш перелет. Из Лицзяна предполагалось возвращаться в Ченду вечерним рейсом Air China, билет на который мы тут же на месте купили через Travelocity за смешную сумму типа USD140.

Название сего повествования противоположно по смыслу и духу названию моего японского отчета 2-х летней давности, и тому есть веские причины, о которых я поведаю далее.



Sept 21. TLV-AMS


Описание Амстердама выходит за рамки нашего литературного жанра :-)

IMG_5008


Sept. 22. AMS-CTU, CTU-Ya’an Bifeng Gorge (car), Ya’an Bifeng Gorge – Tianquan (60km/628m)



Полет в Ченду запомнился тем, что по какой-то непонятной причине мне удалось зачекиниться в 6-й ряд А330, который принадлежит бизнес-классу :-) Скорее всего – овербукинг, я не сильно расстраивался по этому поводу.

IMG_5012

Надо отметить, что вся логистика была продумана с точностью до часа, ибо времени у нас было в обрез. Через хостель, в котором я останавливался 5 лет тому назад, я заказал такси из аэропорта в питомник панд в Bifeng (Ya’an). Такси стоило прим 800 юаней (400 шекелей) за 120 км пути, перевозку великов и возврат коробок в хостель. Самолет сел точно по расписанию в 9ам, наш багаж пришел в целости и сохранности, таксист ждал с табличкой с моей фамилией. Все шло как по маслу, и около полудня мы уже собирали велики в пандовском заповеднике на радость окружающим.

IMG_5014

После этого мы по-быстому (за часик-полтора) прошли по всем атракциям, и часа в 4 вечера стали на маршрут.

IMG_5021

По моему изначальному плану мы должны были отъехать как можно дальше от Яаня, и там где-то заночевать. Первые десятки километров представляли мало интересного - 600-метровый сброс от заповедника, Яань и его окрестности:


G318 - первые километры

Надо отметить, что языковой вопрос меня озадачил еще до отъезда. Ключевые слова типа "Бу яо" и "мей йоу", которыми должен владеть любой турист, были довольно бесполезны, ибо нам действительно от китайцев что-то постоянно было нужно, и у нас были деньги, чтобы с ними за это расплатиться. Предвидя довольно слабое владение английским у местного населения, я заблаговременно подготовил таблички с самыми важными фразами типа "где тут туалет", "где можно переночевать" и т.д. Таблички были отвалидированы нашими интеловскими китайцами и признаны годными к употреблению.

IMG_5029

IMG_5033

IMG_5034

Темнеть начало часов в 6 вечера, когда мы уже были в 30км от Яаня, и 40км от панд, и мы начали искать место ночевки. Приметив какие-то строения вдоль дороги мы достали нужную табличку и смело подошли к игравшим поблизости пионерам. Пионеры с интересом посмотрели на нас, на таблички, на наши велосипеды и что-то там пролепетали по-своему. Мы продублировали содержимое таблички недвусмысленным жестом, на что пионеры отреагировали нервными смешками и попыткой потрогать мой фотоаппарат. Тут мы поняли что дело пахнет керосином, сели на велики и поехали дальше в надежде найти какую-либо официальную ночлежку.

Через пару километров мы заехали в деревню и остановились у какой-то развалины, которая показалась нам похожей на гостиницу. Переговоры с хозяевами с использованием табличек и жестов на сей раз привели к желаемому результату - нас отвели в довольно приличную комнату с видом на речку, где я оставил Олега и Володю, а сам пошел чекиниться.

Мудрое китайское руководство снабдило все более-менее официальные гостиницы компьютером со сканером и интернетом, чтобы те могли эффективно чекинить народ и быстро передать информацию в соответствующие органы. Все вышеперечисленные операции происходили прямо у меня на глазах - чувак взял паспорт, отсканировал его, компьтер начал пищать противным модемным писком, закладывая меня вышестоящим инстанциям. Что-то там не клеилось - я не стал ждать, отдал деньги и пошел в номер дабы принять душ после долгого трудового дня.

Володя и Олег душ уже приняли, переоделись и наслаждались видами из окна. Не успел я снять штаны, как в комнату зашел хозяин. По его лицу я понял что у него таки есть сообщить нам что-то важное. Товарищ протянул обратно уплаченные деньги и начал тыкать пальцем по направлению двери, приговаривая что-то на своем китайском. Мы юмора не поняли и решили что мало дали, однако он больше не взял, и намерений своих не изменил. Было видно что ему неудобно - но поделать с собой он ничего не мог.

Володя достал свой гуглофон и предложил китайцу обозначить точку, в которой нас смогут приютить. Тот ткнул куда-то и дал нам понять что до туда час езды. Нашего китайского не хватило, чтобы выяснить, имел ли он в виду машину или велосипед, но делать было нечего. Неслонохлебавши, мы взгомоздились на велики, нацепили фонари и выехали куда глаза глядят. Хуже всего было то, что мы не понимали причину нашей депортации. Я мог только догадываться. Возможно, у хозяина просто не было разрешения селить иностранцев, и он об этом не знал, но когда компьютер стукнул органам, те позвонили и напомнили про его гражданский долг.

Обсуждением всего этого мы и занимались в полной темноте, изредка нарушаемой проезжающими грузовиками, крутя в педали куда-то в неизвестность. Вскоре начался довольно затяжной, хотя и некрутой, подъем, в конце которого мы заметили какие-то огни. Через полчаса после начала подъема мы въехали в довольно крупный город, и почти сразу увидели отель, о чем нас оповестила надпись "Hotel". Обрадованные, мы зашли поинтересоваться quanto, собственно, costa. Нас порадовали ценой в полтыщи юаней за номер, и мы, несмотря на поздний час, решили дать этому городу еще один шанс.

Одного шанса городу не хватило - в следующем hotel'е цена была немногим ниже. Я предложил игнорировать заведения с латинским шрифтом на вывеске, и полагаться на 7-е чувство. Это самое седьмое чувство подсказало мне остановиться около одной неприметной двери, которая оказалась гостиницей со стоимостью номера меньше 100 юаней. Со немалой долей страха мы закатили туда. Я попросил тётку показать номер (хотя это было совершенно лишним), и трясущимися руками передал ей свой паспорт, каждую секунду ожидая указующего в сторону двери перста.

В этот раз все обошлось. Мы перетащили наши вещи, помылись по второму разу и пошли искать себе ужин. Было довольно поздно, и большинство тошниловок уже закрылось. Мы зашли в одно из немногих открытых заведений, где гостеприимный хозяин вытащил все, что у него было и начал это готовить на наших глазах.

Я люблю острое, и настоящая китайская жрачка это моя слабость, чего нельзя сказать об остальных действующих лицах, которые с тревогой наблюдали за манипуляциями повара. В через 15 минут нам преподнесли примерно следующее:

IMG_5035

Володя и Олег в этот вечер остались голодны - они не смогли есть принесенное. Мне пришлось отдуваться за всех, но порцию на троих я один не осилил. Мне был объявлен строгий выговор с занесением в личное дело, и было обещано, что в процесс выбора жральни я допущен больше не буду :-)

Долгий и насыщенный впечатлениями день подошел к концу.



Sept. 23, Tianquan - Luding (107km/2100m)



Проснулись затемно. Позавтракали лапшой в соседнем заведении. Лапша мне на радость, другим на печаль оказалась острой.

IMG_5041

После этого развели Изостар и двинули в путь. Пару десятков километров ехали по промзоне. В воздухе висела гарь и копоть, на дороге довольно много машин.

IMG_5043
Tianquan (天全)

IMG_5045
Выезд из города

Дорога вошла в красивый каньон и неторопливо набирала метры.

IMG_5050

Опытным путем мы пришли к заключению что оптимально останавливаться каждые полчаса на 5-10 мин. Впоследствии мы сократили прогон до 20-ти минут. В таком режиме можно было ехать целый день особо не напрягаясь и успевая любоваться окружающими красотами.

IMG_5052

IMG_5053

По плану перевал должен быть на высоте около 3000м, но в районе 2300 мы неожиданно для себя уперлись в свежевыстроенный тоннель:

IMG_5054

Там мы отдохнули, пообщались с местными девушками, сфотографировались с ними и, обвесившись фонариками как новогодние ёлки, продолжили наш путь. Тоннель был не очень длинный - чуть больше 5км, и практически без уклона. На другой его стороне нас ждал ресторанчик с вкусной лапшой и 800-метровый сброс до Людинга с красивыми видами:

IMG_5055

IMG_5059
Людинг

В Людинг мы приехали довольно рано - около 4-х дня, и в центре обнаружили ряд hotel'ей с 3-значными ценами. Переехали на другую сторону реки, где мне попался на глаза указатель на китайском, и я по какой-то причине решил, что это гостиница. Оставив народ на дороге сторожить мой велик, я пошел по указателю и в обычном жилом доме со школой на первом этаже, обнаружил довольно симпатичную 4-хкомнатную квартирку. Хозяйка оказалась милой тибетской тётушкой, которой мне удалось объяснить ситуацию и расшифровать ее реакцию. Цена оказалась приемлемой, комнаты чистыми. Казалось бы, все в полном ажуре, но пытливый дух путешественников возжелал большего, и мы решили прокатиться по сему стольному граду.

Град, надо сказать, оказался довольно живописным, но нам пока было не до его красот. В центре мы заприметили какой-то posh-hotel, около которого околачивались туристы. Через пару километров, около выезда, мы наткнулись на тибетскую гостиницу, куда и причалили. Девочки на ресепшене долго решали что с нами делать, но потом торжественно выдали ключ от комнаты. Меня довольно сильно глодал червь сомнения, но усталость и теплый души взяли верх, и мы перетащили сумки в номер.

Червь глодал меня не зря, ибо не успели мы снять штаны, как раздался стук в дверь :-) Дальше можно не продолжать, стоит только отметить что в отеле мы повстречали старичка, говорящего немного по-русски, и он послужил нам интерфейсом с суровой действительностью. Официальное лицо отеля вызвалось нам помочь, взгромоздилось на велик и собственноручно провезло по паре гостиниц, включая вышеозначенный posh-hotel в центре. Нам нигде не понравилось, и мы решили вернуться в "школьный" отель за мостом.

Тётушка нас приютила не сильно следуя заветам партии, и наши паспорта ее в общем-то не интересовали. Наши мытарства отняли довольно много времени, и уже стемнело. Быстро помывшись, мы пошли искать ужин. Как я упоминал выше, мой кредит доверия был исчерпан в первый же день, а Володя и Олег ничего для себя подходящего не нашли. Мы вернулись в супер неподалеку от нашего ночлега и решили закупиться водой и плюшками на ужин и завтрак.

С целью экономии было решено воду закупить в больших 5-литровых банках, которые в Китае продаются на каждом углу. Взяв 4 таких бадьи, упаковку плюшек и чего-то там еще, мы пошли на кассу. Девочки глазом не моргнув нам все аккуратненько пробили. Меня 2-й раз за этот день заглодал червь - удельная стоимость воды в бадье мне показалась выше, чем в бутылке. Ну делать нечего - таковы наверное местные обычаи - мы расплатились и пошли домой. Тут я не выдержал и предложил открыть бадью. Резкий запах самогона, ударивший мне в нос, расставил все точки над i :-) Мы быстренько вернулись и попросили девочек обменять 3 бадьи на бутылки. На вопрос что делать с 4-й, открытой - я предложил им выпить за нас, на что они впервые за всю эту историю нежно улыбнулись и пожелали спокойной ночи.

Нам ничего другого уже и не оставалось. По дороге домой мы полюбовались издалека местными народными танцами. В гостинице вскипятили чай, заели его плюшками (оказавшимися обычными невкусными булками), и голодные, но веселые, отошли ко сну.
Tags: Китай, велопутешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments