Daniel Zorin (juan) wrote in ru_travel,
Daniel Zorin
juan
ru_travel

Category:

Соединенные Штаты Америки - полный и обновленный обзор

США - самая странная, непонятная, инопланетная страна из всех 126 стран, которые я видел. Никакие Япония и Индия даже рядом не валялись. В Америке все с ног на голову. Центр города может быть самым убогим районом, где живут бомжи и наркоманы. Города бывают построены для машин с огромными парковками возле каждого здания, и в них не увидишь людей, как будто вечное первое января. Расстояния и погода указаны в непонятных единицах измерения, местные используют странные технологии (например для связи и платежей), которых не встретишь в других странах. Это одна из самых дорогих и тяжелых для путешествия стран.
Я был в 22 штатах из 50:



На данный момент я был в США 5 раз:
2013 год - Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон
2014 год - Калифорния, Техас, Луизиана
2016 год - Бостон, Чикаго, Майами
2018 год - Ниагарские водопады, Кливленд, Джорджия, Сент-Луис, Миннеаполис, Солт-Лейк-Сити, Лас-Вегас, Сиэтл, Портленд
2020 год - Нью-Мексико, Гавайи
Последняя поездка получилась самой длинной (15 дней), а всего в сумме я провел в этой стране около двух месяцев.

Полное собрание моих сочинений про прошлые поездки:
Александрия, Арлингтон, Атланта (часть I, часть II), Бостон (ч. I, ч. II, ч. III), Боулдер, Буффало, Вашингтон, Гранд-Каньон, Даллас, Джерси-Сити, Кембридж, Кингман, Кливленд, Колледж-Парк, Кэмден, Ларедо, Лас-Вегас (ноябрь 2014, июнь 2018), Лос-Анджелес (ч. I, ч. II), Майами, Майами-Бич, Миннеаполис, Ниагара-Фоллс, Новый Орлеан (ч. I, ч. II), Нью-Йорк (сентябрь 2013: ч. I, ч. II, ч. III; ноябрь 2016), Портленд, Саванна, Сан-Антонио, Сан-Диего, Сан-Франциско (ч. I, ч. II), Селигман, Сент-Луис (часть I, часть II), Сиэтл (часть I, часть II), Солт-Лейк-Сити, Филадельфия, Хьюстон, Чикаго (ч. I, ч. II), полет над Невадой, полет над Сиэтлом, полет над Сан-Франциско

География
США состоит из 50 штатов, а также Округа Колумбия, который формально не является штатом. Пуэрто-Рико и Американские Виргинские острова не имеют паспортного контроля с основной территорией США, но все же являются заморскими владениями, как и острова в Тихом океане - Гуам и Северные Марианские.
Условно можно все штаты разделить на примерно такие группы:
- Новая Англия и северо-восток - те самые первоначальные 13 штатов, завоевавших независимость от Британии. Основные города: Нью-Йорк (главный и крупнейший город страны), Бостон (старейший город региона, университетский центр), Филадельфия (первая столица, место подписания Декларации Независимости), Вашингтон (столица).
- Средний запад (Midwest) - регион вокруг Великих Озер, в прошлом промышленный центр, а сейчас называется "ржавым поясом". Основные города: Чикаго (третий город страны, и второй по небоскребам), Сент-Луис
- Юг - та часть, что пыталась отделиться во время Гражданской войны. Тогда она была аграрной и зависела от труда рабов на плантациях, сейчас это беднейшая часть страны, все штаты с самым низким ВВП находятся здесь. Особняком стоит штат Флорида, который заселялся и развивался позже, и культурно это не вполне юг. Основные города: Атланта (главный город негритянского юга), Майами (известный курорт), Новый Орлеан, Хьюстон, Даллас, Сан-Антонио
- Центр. Дикие земли в глубине материка, с низкой плотностью населения и большими расстояниями. Великие равнины, потом Скалистые горы, потом пустыни Юты и Аризоны. Здесь живет большая часть индейцев, есть отдельные необычные регионы, как населенная мормонами Юта или экс-кусок Мексики в Аризоне и Нью-Мексико. Большая часть знаменитых национальных парков находятся в этом регионе. Основные города: Лас-Вегас, Солт-Лейк-Сити, Альбукерке, Финикс, Денвер.
- Западное побережье. Три богатых штата: Калифорния, Орегон и Вашингтон, где сосредоточены IT и индустрия развлечений. Основные города: Лос-Анджелес (второй город страны, Голливуд), Сан-Франциско (Google, Apple, Facebook), Сиэтл (Microsoft, Amazon)
- Аляска - самый большой и самый северный штат.
- Гавайские острова - кусочек Полинезии в Америке. Про этот штат расскажу немного подробнее

Гавайских островов 8, из них я был на четырех основных:
- Оаху - самый населенный (с отрывом) остров, где находится большой город Гонолулу с небоскребами. Можно посетить мемориал войны на базе Перл-Харбор, а больше смотреть на острове особо нечего, туристов слишком много, так что больше 1 дня я бы не советовал там оставаться
- Гавайи, он же Большой остров - самый интересный остров. Здесь находится национальный парк Вулканов, самая высокая гора Мауна-Кеа и куча крутых пейзажей, кроме того, это единственный остров с адекватными ценами на жилье
- Мауи - самый дорогой остров. Можно посмотреть национальный парк на вершине вулкана Халеакала, но меня он впечатлил меньше, чем на Большом острове.
- Кауаи - тоже очень дорогой остров, но сюда стоит заехать ради каньона Ваймеа - это как Гранд-Каньон, только в тропиках.
Есть еще маленькие и не особо интересные острова Ланаи и Молокаи, а также два закрытых острова: Кахоолаве (там долгое время американские военные тренировались в стрельбе из пушек, с 1990-х годов это заповедник) и Ниихау (остров находится в частной собственности, доступ по приглашению от хозяев).

Автомобили и дорожное движение
Из-за больших расстояний и многочисленных природных достопримечательностей, которые не обслуживаются общественным транспортом, автомобиль необходим для знакомства с этой страной за пределами крупных городов.
Правила дорожного движение примерно такие же, как в России и Европе, за несколькими исключениями:
- Можно поворачивать направо, когда горит красный на светофоре (уступая дорогу)
- Есть знак Stop, а есть знак Stop 4-way. Первый имеет тот же смысл, что и у нас (остановись + уступи дорогу), а второй - означает, что после остановки нужно пропустить все машины, которые уже стоят на перекрестке, и потом проехать. У нас на таких перекрестках действовало бы правило "помехи справа".
- Двойную сплошную линию можно пересекать для въезда во двор/заправку/парковку заведения слева. Логично, иначе бы можно было в черте города просто всегда рисовать прерывистую, ведь на главной улице заведения идут одно за другим. Если улица с бизнесами большая, может быть в середине специальная полоса для поворотов налево (обозначается слева и справа одной сплошной и одной прерывистой) - съезжаешь на нее, пропускаешь встречных, поворачиваешь.
- Не обязательно включать фары ближнего света днем

Знаки выглядят по-другому, но все интуитивно понятные. Вместо многих знаков-пиктограмм в США используются текстовые знаки, например "Do not pass" вместо знака "Обгон запрещен".
Иногда встречается табличка "Engine brake use prohibited", я сначала удивлялся, с чего бы запрещать торможение двигателем, а оказалось, что это относится только к грузовикам, на которых можно как-то хитро тормозить, не просто понижая передачу, и это очень шумно, поэтому запрещено в некоторых населенных пунктах.
Организация движения весьма удобная, так чтобы минимизировать количество потенциальных нарушений правил и аварий. Например, очень приятно, что в Америке не бывает так, что ты едешь прямо по своей полосе, и вдруг оказывается, что теперь это полоса только для поворота направо/налево, как очень часто бывает в Москве. Перед перекрестком будет небольшое расширение (за счет обочины или разделителя), и появятся полосы для поворотов.
Если перекресток достаточно большой, повороты налево будут по стрелке на светофоре. На перекрестках поменьше будет обычный светофор, и обязательно висит напоминание "Поворачивай налево, уступив дорогу встречным".
Если на дороге меньше трех полос в обратном направлении, на перекрестке скорее всего будет знак, запрещающий разворот, чтобы никто не пытался, как у нас на экзаменах в ГАИ, резко выкручиваться, пока все поворачивают.
Знака "Главная дорога" здесь нет, по умолчанию ты на главной, а если ты на второстепенной, то там будет висеть знак "Уступи дорогу" или чаще Stop. Вообще обычно города устроены так, что есть сетка главных улиц (если город маленький - одна главная улица, она же трасса), на которые выходят улицы поменьше, на которые выходят улицы из дворов/спальных районов. Не бывает такого, как у нас, когда главная дорога куда-то поворачивает, и нужно дополнение к знаку с указанием направления, поэтому и сам знак по сути не нужен.
Ограничение скорости здесь выше, чем в Европе и сравнимо с российским, но в отличие от России повышенное ограничение разумно, так как тут очень широкие улицы и практически нет пешеходов. По умолчанию в городе 25 миль в час (около 40 км/ч), но на главных улицах выше, может стоять 35-45. Возле школ ставят пониженное ограничение 15 миль в час, но часто уточнее, что оно действует, когда мигает специальная желтая лампочка.
Междугородние шоссе есть двух типов - Interstate и US Highway. Отличие Interstate в том, что там нет светофоров, все въезды и выезды только через развязки. US highway же может в один момент превратиться в главную улицу какого-нибудь города. В остальном же и те и другие дороги хорошего качества, вне города обычно есть разделитель и по две полосы в каждую сторону. По одной полосе в каждую сторону без разделителя бывает на более мелких шоссе или на Гавайях.

Остановка и стоянка
С этим все сложно. Тут вам не Россия, где можно бросать машину где угодно, и тебе ничего не будет. В Америке можно поставить машину на длительную стоянку только в одном месте - у себя дома. В любом другом месте, типа зоны отдыха на трассе, будет висеть табличка, что после скольких то часов (максимум 24) вам выпишут нехилый штраф и машину эвакуируют.
Останавливаться где попало тоже нельзя. На трассах обычно стоят знаки, что разрешена только экстренная остановка, но если это не Interstate, то в принципе можно ненадолго съехать на обочину, правда, далеко не всегда она удобная для этого, может быть наклон. Это было для меня проблемой, потому что зоны отдыха в лучшем случае раз в 50 километров, а чаще раз в 100, так что я ни одной не упускал, чтобы хоть немного отдохнуть.
В городе можно останавливаться возле магазинов, заправок и прочих бизнесов, но очень часто там висит табличка, что парковка только для клиентов, так что пойти погулять по городу не выйдет. Хотя я иногда оставлял на парковках больших супермаркетов и ТЦ ненадолго, вроде бы там за этим не сильно следят. В жилом районе оставлять машину нельзя ни в коем случае, настучат и эвакуируют. Единственный оставшийся вариант - это парковка вдоль тротуаров в центре города. Если город маленький, то с этим обычно нет проблем, съезжаешь с главной дороги в кварталы даунтауна, и там ищешь место для остановки. Как правило, там будут знаки, разрешающие парковку максимум на 2 часа. Я читал, что в некоторых городах есть специальные машины, которые ездят по кругу и фотографируют всех, чтобы выявить, кто стоит больше 2 часов, а в некоторых это делают по старинке вручную, мелом помечая колесо машины на первом проходе. Если город большой, парковка в центре скорее всего будет платной, возле каждого места стоит паркомат, в котором нужно заплатить 1-3 доллара за час, при этом максимум в 2 часа все равно никуда не девается. Если город совсем большой, то на машине туда лучше не соваться, ну или готовиться платить много и искать место долго (возможно не на улице, а на частной платной стоянке). Я был только в двух относительно больших городах: в Санта-Фе я попал в воскресенье, когда паркоматы выключаются и всем бесплатно, а в Альбукерке я нашел место где нет паркоматов возле даунтауна, в двух-трех кварталах от центра. На сайте города есть карта даунтауна, где отмечены улицы, где нет паркоматов.


Бензин
Бензин стоит порядка $2 - $2.5 за галлон (это 3.8 литра). Заправки есть в городах, просто так на трассе я не встречал. На заправках нет сотрудников, так что нужно пойти в магазин при заправке, сказать номер и сумму денег, после чего вернуться к машине, открыть бензобак, выбрать тип бензина, вставить шланг в бензобак и нажать на гашетку. Когда зальется бензина на оплаченную сумму, либо если бак заполнится раньше, гашетка щелкнет. Если бак заполнился раньше, то с карты спишется потом та сумма, на которую реально заправился. Если платил наличными, то надо сходить еще раз на кассу забрать сдачу. Теоретически автоматы на заправке принимают карты и сами по себе без кассира, но с иностранными картами это не работает - меня отфутболивало на моменте ввода ZIP-кода (почтового индекса). Да и на кассе карта работала через раз, несколько раз пришлось платить наличными.
Есть три типа бензина, но как я понял, если у вас на какая-то спортивная Ламборгини, то заливать нужно тип Regular (самый дешевый). Есть отдельные шланги с дизельным топливом, но вряд ли машины на дизеле есть в прокате.
На Гавайских островах бензин в два раза дороже, чем на материке ($4/галлон).

Страховка
В США два основных типа страховки: Supplementary Liability insurance (SLI, другое название Extended Protection) - страхование ущерба третьим лицам, и Collision damage waver (CDW) - страхование ущерба самому автомобилю.
Часто говорят, что SLI = российское ОСАГО, а CDW = КАСКО, но это не совсем так. Аналог ОСАГО в США существует, и каждый владелец машины должен застраховать свою ответственность на определенную минимальную сумму, которая различается от штата к штату. В шести штатах ОСАГО формально не обязательно. В Аризоне, Техасе, Миссиссипи и Массачуссетсе нужно внести немаленький залог. В Вирджинии можно платить $500 в год, чтобы ездить без страховки (зачем, ведь страховка явно дешевле?). И только в Нью-Хемпшире свобода, только сказано, что ты отвечаешь финансово за любой ущерб.
В зависимости от штата размер покрытия разный, но везде сравнительно небольшой - порядка нескольких десятков тысяч долларов. Т.к. любое лечение сложнее простуды в США стоит сотни тысяч долларов, то по сути такая страховка покрывает скорее материальный ущерб (царапины на чужой машине).
На деле у большинства американцев есть общая страховка, которая покрывает много всего, в том числе и связанного с автомобилем, включая ответственность, на большую сумму, чем минимально требуемая. Эти страховки привязаны к человеку, а не к автомобилю, и распространяются также и на арендованные машины.
Если вы иностранец, то такой страховки у вас нет, а значит по умолчанию действует только минимальное требуемое законом покрытие (владелец машины - прокатная компания - все равно обязана ее сделать до того, как сдавать машину в аренду). Это относится и к тем американцам, у которых нет своей машины (например, жителям Нью-Йорка). Для таких случаев и существует SLI - она имеет покрытие стандартно до миллиона долларов.
CDW - это штука похожая на КАСКО, но формально она не является страховкой, т.к. по ней не предполагается выплаты лично вам. Это именно waiver, то есть отказ от претензий к вам со стороны прокатной компании. Сама страховка для владельцев машин называется Full coverage.

Аренда автомобиля
В этой области у меня опыта немного, так что все, что я напишу дальше - это результат моих исследований данного рынка на текущий момент, возможно, я что-то упустил.
Как и в других развитых странах, в США множество (штук 8) брендов прокатных контор, которые на самом деле принадлежат куда меньшему количеству корпораций (например, Alamo и Enterprise это одна компания). Возможно, есть и локальные прокатчики, действующие только в одном городе/регионе, но я их не обнаружил, и поскольку в аэропортах они не представлены, то я их не рассматривал.
Есть два способа забронировать автомобиль в аренду: напрямую на сайте той или иной компании, или через агрегатора (их еще называют брокерами). В отличие от рынка гостиниц, где кроме booking.com в 90% случаев смотреть ничего не нужно, потому что там цены не выше, чем напрямую, а выбор максимальный, рынок проката устроен как-то *иначе*. Я видел, что на сайтах rentalcars.com и economycarrentals.com цена существенно ниже, чем напрямую в конторах Avis, Dollar и Budget. Причем ниже чуть ли не вдвое. Но тут возникла проблема - на этих сайтах, когда я открывал полные условия аренды, везде было требование, чтобы права были выданы минимум 1 год назад, а в условиях аренды на сайтах прокатчиков такого условия нигде не было. Но тут через одного из агрегаторов я набрел на прокатчика Alamo, и оказалось, что у них на сайте напрямую даже немного дешевле, чем у агрегатора, и никаких требований к правам нет. Более того, там при бронировании не только не нужно платить, даже данные кредитной карты не требуются - полная лафа. Так что все 4 раза я воспользовался Alamo. В Нью-Мексико они были лишь немного дешевле агрегаторов, а вот на Гавайских островах были почти вдвое дешевле - $36 долларов в день против $60+ во всех остальных местах.
Как я понял, у Alamo разные цены для резидентов США и иностранцев, причем в пользу иностранцев - у меня была бесплатно включена страховка CDW, которая в розницу на стойке стоит больше $30 в день - как аренда машины. SLI не включена и стоит 10-15 долларов в день.
Процесс получения машины был простой - даю карту и права, с меня списывают деньги, выдают бумажку, по которой можно выехать через шлагбаум на парковке. Предлагают на выбор несколько машин, ну на мой взгляд они ничем особо не отличаются. Есть еще куча других классов машин, которые стоят дороже, но я не представляю, зачем они нужны - даже самые дешевые машины в Америке просто огромные, по сравнению с тем, что я привык видеть. Возможно, имеет смысл взять джип, чтобы ездить по бездорожью, но это в мои планы не входило. Но, кажется, американцы могут взять в аренду джип и просто так, чтобы ездить на нем по обычным дорогам.
В отличие от Европы, где при аренде принято замораживать на карте стоимость франшизы порядка нескольких тысяч евро, в США вообще никакого залога нет. У меня авторизовали только ту сумму, что я должен был заплатить за аренду, правда, авторизация висела до сдачи машины, так что если бы я сдал ее не с полным баком бензина, то наверное они бы увеличили сумму транзакции до списания. На сайтах агрегаторов я видел условие, что может блокироваться залог $200.
Все машины в США с автоматической коробкой передач.
Главный вопрос - сколько стоит аренда? В Нью-Мексико порядка $25-30 в день, на Гавайских островах - $35-40. День считается с полудня до полудня, на всех сайтах надо вводить не только дату, но и время получения и сдачи машины, и если ввести сдачу после полудня, накрутит денег как за полдня или за целый день. Зависимость цены от времени я экспериментально исследовал, но немного. Мои эксперименты показали, что бронировать заранее не дешевле, а иногда даже дороже, чем за неделю. За 1-2 дня цена вроде бы такая же, как за неделю. Если бронировать на большой срок, то дешевле становится с 6-7 дня, до этого цена за каждый последующий день одна и та же.
Насколько я знаю, в Европе аренда стоит от 20 евро в день, а иногда в несезон может быть и от 10, с другой стороны, это цена без страховки CDW, а здесь она была включена, со страховкой в Европе были бы те же $30 в день или больше.
При путешествии на машине аренда будет составлять где-то 3/4 ваших расходов на машину, а бензин - 1/4. В Нью-Мексико я проехал около 1500 километров и потратил на бензин всего около $50, а на аренду - $162.


Междугородный общественный транспорт
Если вы едете между крупными городами или просто хотите переместиться в другой регион страны без необходимости сидеть за рулем пять дней подряд, то можно воспользоваться общественным транспортом: самолетами, автобусами, поездами.
Самый развитый транспорт - авиационный. В США просто нереальное по нашим меркам количество внутренних рейсов. В США есть три "классических" авиакомпании: Delta, United и American Airlines, которые предлагают также международные рейсы не только по Северной Америке, но и в Европу и Азию. Есть компании поменьше типа Southwest и Alaska airlines, которые, несмотря на название, могут выполнять рейсы и в другом конце страны. И есть несколько лоукостов: Spirit, Allegiant, Frontier, jetBlue. Но это в теории, а на практике все американские авиакомпании по уровню сервиса это лоукосты. У всех компаний багаж платный, а в некоторых, например, в United и Spirit, также драконовские ограничения на размер ручной клади, примерно как у "Победы". Некоторые еще берут деньги за регистрацию, например у Allegiant нужно платить даже за распечатку посадочного талона дома, и единственный вариант бесплатной регистрации - через мобильное приложение.
По уровню цен же лоукостов тут нет вовсе: даже на самых дешевых типа Spirit редко можно найти билеты дешевле 50-70 долларов в один конец, так что халявы уровня Ryanair ждать не приходится.

Поезда в Америке дороже самолетов, поэтому этот вариант можно сразу отбросить. Есть одна относительно скоростная линия Acela Express: Бостон - Нью-Йорк - Вашингтон, но цены на проезд там просто космические, Швейцария и Норвегия отдыхают.

Остаются автобусы. Автобусы представлены фирмой Greyhound, которая упомянута еще в книге "Одноэтажная Америка", которая ездит по всей стране (есть даже дальние рейсы типа Нью-Йорк - Новый Орлеан, который идет часов 40), и несколькими локальными фирмами, в основном на Атлантическом побережье. Фирма Megabus представлена также в Техасе, Луизиане, Неваде и Калифорнии, то есть как раз там, где мне нужно. Flixbus тоже недавно вкатился на американский рынок, причем начал наоборот с западной части страны. В малонаселенных штатах типа Аризоны или Вайоминга есть только Greyhound, и цены на проезд там конские, а там, где Greyhound конкурирует с Megabus, цены пониже. Но все равно халявы особой нет, рассчитывайте, что каждый час пути будет стоит минимум $7-10, как в Западной Европе.
Автобусы в Америке хорошие, во всех есть розетки и интернет, так что даже длинные поездки не особо напрягают. Местные жалуются на контингент (якобы из негров, быдла и нищебродов), но я никаких проблем в связи с этим не имел. У Greyhound достаточно свободно в салоне, у Megabus теснее, и автобусы Megabus обычно забиты до отказа, у Greyhound часто бывает много свободных мест.

Городской транспорт
Есть миф, что в США нет общественного транспорта. В этом убеждены почти все белые американцы, однако на самом деле общественный транспорт в США есть, и по уровню развития это - транспорт скорее первого мира, а не третьего, при этом для туриста он дешевле, чем в большинстве стран Европы. В то время, как в России (не в Москве, а в России) люди ездят на убогих маршрутках и автобусах тридцатилетней давности с непонятными расписаниями и оплатой водителю наличными, в Америке автобусы и трамваи современные, в маршрутах можно разобраться по информации на остановках, билеты продаются в автоматах.
Одна беда - многолетняя пропаганда убедила многих людей, что общественный транспорт - для лохов и неудачников. Конечно, если вы живете в пригороде Хьюстона в 30 километрах от центра, и хотите поехать в гости к своему другу, который живет в другом пригороде Хьюстона в 40 километрах от вас, то на автобусе такая поездка займет много времени. Но в Новой Москве или деревнях в 40 километрах от Берлина тоже автобусы ходят далеко не каждые пять минут, так что в этом нет никаких новостей. Если же вы - турист, и вас интересуют достопримечательности города, то до них везде можно доехать на общественном транспорте, относительно машины это будет на 30% медленнее, но в пять-десять раз дешевле. Например, в Сан-Диего билет на весь день на все виды транспорта стоит 5 долларов. Аренда машины плюс бензин встанут долларов в 40, так что даже вчетвером это намного дороже. И это без учета парковки, а в большом городе если вы ездите по достопримечательностям, то парковка может быть платной и недешевой, и ее поиск займет время, которое убьет ваше преимущество по скорости перед автобусом.
В большинстве крупных городов есть либо метро, либо сеть современных трамваев. Проезд обычно стоит в районе $2-2.5, в некоторых городах, где общественный транспорт менее развит, для привлечения клиентов цены снижены до $1. Почти во всех городах можно купить проездной на день, который стоит примерно как два однократных билета (от $2 в Санта-Фе до $7 в Лос-Анджелесе), что очевидно выгодно. Исключения - Нью-Йорк и Сиэтл, там каждый раз платить (в Нью-Йорке есть еще проездной на неделю).

Метро в Лос-Анджелесе
Los_Angeles_089


Жилье
С гостиницами в Америке все не просто плохо, а очень плохо. Из всех стран, где я был, это самая дорогая в плане жилья, и собственно проживание и будет самой главной статьей расходов, определяющей общий бюджет.
Если вы путешествуете на автомобиле, то у вас есть возможность останавливаться в мотелях. Они есть во всех не совсем микроскопических городах по пути, есть несколько крупных сетей мотелей по всей стране. Обычно мотели в небольших городах расположены вдоль главной улицы, в больших могут быть где угодно, кроме самого центра. Вне городов мотелей нет, так что если вы в каком-нибудь пустынном регионе, имейте в виду, что до следующего мотеля может быть 100-200 километров. Номер в мотеле стоит примерно $40-50. ОЧень редко можно найти что-то дешевле, но не существенно, ну может $35. Если вы попадаете в большой город (не уровня Альбукерке, а уровня Лос-Анджелеса), или хоть сколько-нибудь туристическое место, то мотели там будут стоит скорее $70. Например, даже в городе Карлсбад, который находится на краю Нью-Мексико, но рядом с которым Карлсбадские пещеры, самые дорогие во всем этом штате мотели, я специально поехал 150 км на север до следующего города, чтобы не платить $70.


В крупных городах стоимость жилья близко к центру растет по экспоненте. Судя по всему, такие отели ориентированы на бизнесменов, поскольку туристов в США очень мало (больше всех удивляются пограничники, когда говоришь, что ты турист, в их реальности в США все приезжают либо чтобы найти работу, либо чтобы навести родственников, которые уже нашли). Соответственно цены там улетают за $100, где-нибудь в центре Нью-Йорке в порядке вещей просить $150 за номер в 5 квадратных метров с клопами в качестве бонуса. Есть два варианта, как избежать разорения в такой ситуации: хостелы и airbnb.
Хостелы есть во всех крупных городах, но их конечно мало. Это в России в городе на 200 тысяч жителей будет 10 хостелов, в Америке в городе на несколько миллионов может быть 2-3. Цены очень сильно варьируются - где-то цена может начинаться с $20 или даже чуть ниже, а где-то нет конкуренции и вам придется заплатить под $50 за койко-место, просто чудовищно. Примеры городов, где хостелы не сверхдороги: Чикаго, Лос-Анджелес, Майами. Примеры городов, где все плохо: Сиэтл, Портленд, Бостон.
Ситуация тут постепенно меняется, я пробежался по букингу и узнал, например, что в городе Филадельфия, где в 2013 году был только один хостел за $50, сейчас их два и рыночек порешал цену до $25-30. В Лос-Анджелесе стало много хостелов и цены упали, в 2014 я платил под $30 и выбор был из трех или четырех мест.
Airbnb хорошо работает в городах не первого эшелона, таких как Атланта или Сент-Луис. Можно найти отдельное приличное жилье примерно за $30. Вполне реально найти что-то в хорошей доступности от общественного транспорта. В городах первого эшелона все равно могут быть трудности, например в том же проклятом Сиэтле можно разве что за $50 переночевать на полу в каком-то буддийском храме (серьезно, единственное предложение там было!).

Отдельно стоит отметить штат Гавайи. Некоторые острова там - самое дорогое место для путешествия на всей планете Земля. Как оказалось, даже на Бора-Бора можно снять номер дешевле $100 в день, а на острове Мауи нет вообще ничего дешевле $200, кроме паршивого хостела за $70 (да-да, за койку, не за комнату), тоже самого дорогого во Вселенной. На острове Кауаи тоже жилье сильно за $200 кроме одного хостела за $50/койка и одного мотеля у аэропорта за $150. Главный отсров Оаху чуть подешевле, а вот Большой остров бюджетный - я снял комнату на airbnb за $35.


Еда
Еда очень дорогая, даже по сравнению с Европой. Про это я в свое время писал два раза. Кроме того, вкусы американцев примерно диаметрально противоположны моим, так что там целые стеллажи заняты арахисовым маслом, которое я ненавижу, а сыр местного производства мне по вкусу (но не по цене) напоминает больше всего сырный продукт "Каждый день", разбавленный хозяйственным мылом.
Поскольку свежие овощи и фрукты стоят чудовищно дорого, в Америке я питаюсь исключительно мясом, иногда добавляя гарнир, если не лень его готовить (если живешь в хостеле, это может быть проблемой из-за большого числа желающих воспользоваться плитой). Мясо (говядина, свинина) стоит нормально и качество у него также отличное. При самостоятельно приготовлении я легко укладывался в $10 в день на еду или даже меньше.
Отмечу, что я писал как-то раньше, что в США очень мало продуктовых магазинов, и поездив на машине, я не отказываюсь от этих слов. Их реально ОЧЕНЬ МАЛО. Например, на острове Гавайи я жил в большом коттеджном поселке, на тысячи жителей, и там не было ни одного магазина вообще, до ближайшего в соседнем городке было ехать на машине 10 минут. В этом городе было всего 2 магазина (второй был подальше, ехать 15 минут). И это я жил близко к городу, а если поехать на юг к побережью, там было куча населенных пунктов, от которых до ближайшего супермаркета было ехать 30-40 минут на машине. И это не глухие деревни на 100 жителей. В городе Аламогородо (Нью-Мексико, 30 тысяч населения) три супермаркета, во вдвое меньшем Козельске Калужской области - штук 15.
Вне дома поесть стоит дорого. Самые бюджетные варианты это фаст-фуды типа "Макдональдса". Цены в них сильно варьируются в зависимости от штата. В Луизиане стандартный обед с Биг-Маком стоит $5.15, тот же самый набор в соседнем Техасе стоил уже $6.30, в Калифорнии ближе к 9 долларам, а на Гавайях больше 10.
Есть еще мексиканский и китайский фаст-фуд. Самая частая мексиканская сеть это Taco Bell (конечно, еда там несколько адаптирована по сравнению с Мексикой, но суть сохраняется), он в среднем дешевле Макдональдса - есть комбо обеды за $5-7 там, где Мак стоит $7-9.
Хороший обед за $8.50 в мексиканском заведении Twisters, которое было прототипом Los Pollos Hermanos в сериале Breaking bad

В китайском заведении поесть будет стоить долларов 8-10.
Столько же стоит бизнес-ланч для офисных работяг с грузовиков (на фото Миннеаполис).




В "не фаст-фудном" ресторане одно блюдо будет начинаться долларов с 15.

Безопасность
Америка - страна непуганных эльфов. Если обычно отзывы на сайтах типа booking.com нужно делить на два (или лучше вообще их не читать), то в случае с Америкой их надо делить на десять. Про почти все места, где я жил, отзывы были в духе "Это притон, где валяются штабелями наркоманы и бомжи" или "В этот район не ходите даже днем, вас там убьют". Переводя с американского на русский, "опасный район" значит "Я ехал на машине через этот район, а по тротуару шли два негра. Кошмар! Никогда больше туда не сунусь."
Что я могу сказать. По меркам России ни одно из мест в США, где я был, нельзя даже с натяжкой назвать опасным или даже стремным. Максимум - неприятным, ну как угол дома, где тусуются бомжи. Так что на фразы типа "St. Louis Cemetery #1 should only be visited with a tour group" или "Central City became notorious for shockingly high rates of violent crime, as rival gangs and drug dealers exchanged gunfire in the streets" смейтесь в лицо.

"Опасный" район Нового Орлеана
New_Orleans_035

Достопримечательности
Про разные достопримечательности я много писал в рассказах про конкретные города. В общем и целом города в Америке, конечно, на любителя - это не Европа, где есть всякие средневековые улицы и крепости, но лично мне было в каждом крупном городе интересно провести как минимум пару дней.
Природные достопримечательности многочисленны, и поскольку они часто далеко от городов, в них трудно попасть без автомобиля. Из самых известных мест легко доступны только Ниагарские водопады, находящиеся в центре одноименного города. На Гранд-Каньон можно бюджетно съездить на экскурсию из Лас-Вегаса (я платил $80), еще недорого стоит экскурсия в парк Эверглейдс из Майами. В Йосемити из Сан-Франциско можно добраться общественным транспортом, правда, довольно муторно. В остальных местах экскурсии стоят слишком дорого, особенно на Гавайских островах - нужно рулить самому.
Для посещения национальных парков очень полезен годовой абонемент, который стоит $80 и позволяет посещать парки по всей стране, включая Гавайи. Учитывая, что в каждый парк по отдельности вход стоит $15-30, это получается выгодно. Некоторые известные места, расположенные на территориях индейцев (например, Каньон Антилопы), этим абонементом не покрываются, за них нужно платить отдельно.
Плату за вход берут за машину, независимо от того, сколько в ней пассажиров. Есть отдельные более дешевые билеты для пешеходов и велосипедистов, если вы умудритесь добраться до входа без машины.
Туристические резервации типа пляжных и горнолыжных курортов в США просто космически дороги. Хотите ужаснуться - погуглите, сколько стоит жилье и подъемники на каком-нибудь курорте в Скалистых горах, название которого вы никогда раньше не слышали. Спойлер: даже если вы живете в 100 км оттуда и можете доехать на машине, вам все равно будет НАМНОГО дешевле слетать покататься куда-нибудь в Австрию или Францию.





Итого
В плане денег бюджет фактически полностью зависит от цены на жилье, которая варьируется сильно в разных частях страны. При путешествии на автомобиле по материку бюджет будет примерно $100 в день - $40 на автомобиль + бензин, $40-50 на мотель вдали от главных городов и $10-15 на еду.


На Гавайях у меня в среднем получилось так же, но это потому, что я жил в хостелах, не в хостелах по тому же маршруту было бы минимум вдвое дороже.

Если ездить по городам, то можно уложиться в меньшую сумму - $10 на еду вполне реально если готовить самому, проезд по городу будет меньше $10 точно, ну и жилье в каких-то местах может стоит и $20 за хостел или $30 за airbnb (а может быть и $50 за хостел). Плюс междугородний транспорт.

Последней поездкой я закрыл гештальт по роуд-трипам, так что теперь я точно знаю каково путешествовать по США с обеих строн. В плане городов я практически выжал максимум, практически во всех крупных и значимых городах я был. Наверное, потенциально можно еще поездить по национальным паркам в районе Колорадо-Юта-Вайоминг-Монтана, или на Аляске.

Tags: США, деньги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →