
Когда появился Чимкент — доподлинно неизвестно. Впрочем, это касается большинства среднеазиатских городов, формировавшихся в оазисах и постоянно подвергавшихся нападениям воинственных соседей. Название с иранских языков примерно переводится как «луговой город». В Средние века Чимкент был пригородом соседнего Сайрама, который сейчас, наоборот, включён в состав «Большого Шымкента» после его расширения в 2014 году. Судьба города была больше связана с соседним Узбекистаном, чем с казахскими жузами, он входил в состав империи Тимура, Бухарского и Кокандского ханств. В 1864 г. был присоединён к Российской империи. В 1930-х годах стал крупным индустриальным центром Казахской ССР (например, здесь производилось 70% советского свинца). К 1989 г. в городе проживало 392 тыс. человек. В настоящее время, после присоединения к Шымкенту ряда окружающих посёлков, его население превысило 1 млн, так что он лишь немногим уступает столице — Нур-Султану (хотя по-прежнему значительно меньше Алма-Аты). Высок и естественный, и миграционный прирост. 67% населения составляют казахи, 17% узбеки и лишь 8% — русские. В 2018 г. Шымкент стал городом республиканского значения, выделившись, таким образом, из состава Южно-Казахстанской области, центр которой был перемещён в город Туркестан.
1.

Автобус останавливается на автовокзале Бекжан, находящемся в северо-западной части города.
2.

Напротив него — впечатляющая соборная мечеть, которую мы при свете дня так и не посмотрели. Слишком уж далеко от центра. Этот «пятачок» окружён огромным морем частного сектора, из которого и состоит большая часть миллионного города с относительно небольшим «цивилизованным» ядром. Недалеко от автовокзала ловим такси и едем в центр, в гостиницу.
3.

Гостиница расположилась вот в этом здании на проспекте Республики, большую часть которого занимает ТЦ. Прогноз погоды на следующий день был неутешителен, ожидался снег. Но до его начала с утра всё же удалось относительно полноценно прогуляться по западной части центра.
4.

По соседству — более пафосный «Гранд-отель».
5.

6.

7.

Областной театр оперы и балета — в здании бывшего ДК металлургов на улице Аскарова (до недавнего прошлого — Нариманова).
8.

Географически это почти центр города, но по ощущениям — окраина.
9.

10.

По городу петляет маленькая речка, если не ошибаюсь, — Кошкарата. Берега по большей части не обустроены, за исключением участка от площади Ордабасы до вокзала.
11.

Вероятно, бывшее заводоуправление.
12.

Скульптуру рабочего не погнушались использовать в рекламных целях.
13.

Вокруг — множество каких-то ресторанов и прочих развлекательных заведений.
14.

Движемся по проспекту Абая (в прошлом это улица Орджоникидзе).
15.

Сталинская архитектура «соцгорода».
16.

17.

Затем поворачиваем на улицу Гагарина.
18.

19.

Названия улиц — уже на новой «казахской латинице», которую начали внедрять в конце правления Назарбаева. Разумеется, нелепа сама идея перехода с более совершенной системы письма — кириллицы — на менее совершенную (даже при том, что конкретное воплощение казахской кириллицы было далеко от оптимального, латиница с её нехваткой букв в любом случае ещё хуже). Но все же понимают, что причины тут не лингвистические, а чисто политические.
20.

21.

Выходим на улицу 1 Мая.
22.

Ещё один бывший ДК, ныне университет «Мирас».
23.

24.

25.

26.

За университетом — небольшой парк Металлургов со скульптурами.
27.

28.

Здесь же — памятник Ленину, вероятно, стоявший ранее на одной из площадей.
29.

Свежие запрещающие таблички — «назарбаевкой».
30.

И более старые — на кириллице. Судя по увиденному в Узбекистане, обе системы письма будут сосуществовать ещё долго. Возможно, до самого восстановления Советского Союза (или как он тогда будет называться).
31.

С другой стороны парка проходит улица Шамши Калдаякова.
32.

Колледж искусств им. Абылхана Кастеева.
33.

Памятник самому Кастееву, народному художнику Казахской ССР.
34.

Перекрёсток с улицей Кремлёвской, если кто не понял.
35.

36.

37.

Памятник композитору Шамши Калдаякову (1930-1992), песня которого «Мой Казахстан» ныне является государственным гимном.
38.

Вновь идём по проспекту Республики. Типичные для Казахстана перекрёстки, в России таких почему-то практически нет (или я не замечал), а вот в Астане — очень много.
39.

40.

Опять речка.
41.

Памятник Алие Молдагуловой на улице её имени.
42.

Проспект идёт дальше на юг, где переходит в мост через более крупную реку — Бадам — протекающую по южной окраине города.
43.

Мы же поворачиваем на восток по улице Рашидова. Тут и начался обещанный снег.
44.

Выходим к горке, где находилась древняя цитадель Чимкента — своего рода мини-Афросиаб, если сравнивать с только что посещённым Самаркандом.
45.

На горе ведутся какие-то строительные работы — вероятно, по восстановлению крепости. Может, когда-нибудь и удастся её увидеть во всей красе, но это не точно.
46.

От цитадели идём на северо-запад по улице Амангельды. Это то место, которое является шымкентским «старым городом».
47.

Казахский частный сектор — визуально что-то среднее между нашим и узбекским. Я на это обратил внимание ещё во время первой поездки в Казахстан, в Алма-Ате. Но Шымкент, конечно, стилистически ближе к Средней Азии, чем к России.
48.

Здесь находится мечеть Дауытулы Шынгысбай кажы.
49.

Надо сказать, на этой улице протолкнуться практически невозможно, а в такую погоду здесь совсем неприятно.
50.

Но буквально за поворотом — снова «цивилизация».
51.

Университет «Шёлковый путь».
52.

Улица Жангельдина. Кто-то своеобразно понял переход на латиницу (см. вывеску в центре) и решил транслитерировать русские слова, а казахские оставить как были.
53.

54.

Доходим до торгово-развлекательного центра «Шымкент плаза».
55.

Народу внутри — невероятное количество. Действительно, миллионный город, а ТРЦ чуть ли не один (по крайней мере, в центре). Еле нашли место сесть и пообедать.
56.

Через дорогу — русский театр драмы.
57.

И местный «Арбат» — часть улицы Бейбитшилик. На Арбат он не очень похож, потому что это понятие всё же подразумевает плотную застройку и архитектурную среду, а эта улица с одной стороны граничит с парком.
58.

С другой стороны — обычные хрущёвки с кафешками и магазинами.
59.

Кочевой колорит, которым нас, иркутян, не удивишь. А тем более меня, который когда-то работал в краеведческом музее и помогал ставить в его дворе бурятскую юрту.
60.

61.

Оказывается, город был объявлен культурной столицей СНГ 2020 года.
62.

На краю парка популярный ныне аттракцион — перевёрнутый дом.
63.

Отдохнув немного в гостинице, отправились на второй заход. Памятник Бауыржану Момышулы — Герою Советского Союза, участнику битвы за Москву — на проспекте его имени
64.

Фонтан-тюльпан — один из символов Шымкента.
65.

Университетские корпуса с росписью.
66.

Университет носит имя Мухтара Ауэзова, но памятник не ему, а академику Султану Сулейменову. Ауэзову тоже есть, но на противоположной стороне квартала (его мы ещё увидим).
67.

Доходим до парка имени Абая. А снег всё усиливается, на Южный Казахстан надвинулся циклон, который и наложил свой отпечаток на всё последующее путешествие.
Фотоальбом «ВКонтакте»: https://vk.com/album7216958_273298532