del_camino_real wrote in ru_travel

Categories:

Бухарест, часть I. Проспект Победы

Первого декабря, взглянув на календарь в Интернете, я обнаружил, что румыны отмечают национальный праздник — день единства. По этому поводу я подготовил серию очерков о посещении с дочерью Бухареста прошлым (или теперь уже позапрошлым) летом.

Первая публикация — о проспекте Победы (Calea Victoriei).

Банк на Проспекте Победы
Банк на Проспекте Победы

...Вынырнув из пешеходного Старого Города на шумную городскую магистраль — Calea Victoriei, мы примостились на ступенях громадного сооружения — Национального Исторического музея.

— Мы находимся на главной, самой красивой магистрали города — проспекте Победы, — торжественно начал юный экскурсовод Щербан. — Кто-нибудь знает, в честь какой победы румынского оружия назван этот проспект?

На лицах интербригады экскурсантов отобразился интеллектуальный ступор. Все эти викинги, бритты, галлы и тевтонцы, как и мы с моей Анечкой, никогда не слыхивали ни о каких победах румынского оружия.

— Это была победа в войне против Турции в 1877-78 годах! — пролил Щербан свет на славный эпизод румынской истории. — В этой войне была освобождена Болгария, а Румыния окончательно получила независимость.

Одна болгарская пара, однако, продолжала оставаться в глубоком ступоре.

— Так это вы освободили нас от турок? — запинающимся от изумления голосом вопросила прекрасная половина болгарской пары. — Я думала, русские.

Справедливости ради замечу, что Румыния действительно участвовала в той войне и по праву относится к числу победителей. Румынская армия помогала русским осаждать и штурмовать Плевен, а затем взяла крепость Видин.

В этом рассказе я сломаю хронологический порядок следования фотографий в моей камере (в конце концов, кому он может быть интересен?) и заменю его на географический. Мы пойдём с юга на север: от площади Объединённых Наций в сторону шоссе Киселёва, до которого мы, впрочем, не дойдём.

Площадь Объединённых Наций
Площадь Объединённых Наций

Итак, площадь Объединённых Наций, с которой начинается Проспект Победы. Комплекс из двух зданий, занимающих весь кадр, называется Квартал Адриатика-Триесте; он был построен для одноимённой страховой фирмы. Оба здания построены в 1920-е годы в типичном для Бухареста тех лет стиле с огромным количеством деталей и украшений, не всегда функциональных. Автор проекта — знаменитый румынский архитектор Петре Антонеску, немало построивший и в Бухаресте, и по всей стране. В частности, ему принадлежит самое знаменитое здание Констанцы — казино, ныне пребывающее в запустении. По внешнему ощущению, и эти дома знавали лучшие времена. Весь фасад одного из зданий Адриатики занимает рекламная растяжка. Смысл тут не в том, что хороший консультант обязательно носит рубашку Хорнбах, а в том, что от нас спрятали фасад. Видать, было что прятать. Будем надеяться, что под рекламой здесь вовсю кипит реставрационная деятельность, так что скоро (а может, уже и сейчас, ведь прошло полтора года) фасад Адриатики предстанет во всей своей изначальной красе.

А слева от Адриатики начинается проспект Победы.

Национальный Исторический музей — бывший Дворец Почты
Национальный Исторический музей — бывший Дворец Почты

И вот Исторический музей, на ступенях которого мы успели посидеть. Это не всё здание, это крохотный его фрагмент. Всё здание не охватить ни взглядом, ни камерой. Оно строилось в конце 19 века архитектором Александру Сэвулеску как Дворец Почты. Трудно представить, зачем молодой румынской монархии потребовался такой грандиозный главпочтамт, но так или иначе, в 1900 году он был торжественно открыт и в течение 70 лет выполнял свою функцию. В 1970 году он был передан Национальному Историческому музею.

Дворец CEC (Сберегательный банк)
Дворец CEC (Сберегательный банк)

А вот ещё один (и не последний) дворец проспекта Победы. Он называется, в вольном переводе с румынского, Дворцом Сберегательного Банка. Этот дворец является типичным представителем стиля бозар, популярного стиля французской Belle Epoque. Стиль бозар можно рассматривать как разновидность эклектического стиля, в которой соединяются вненациональные стили прошлого — ренессанс, барокко и классицизм. Ничего неоготического, неомавританского, и т.д. — только наднациональные составляющие. В России этот стиль как-то не пошёл — известно лишь полтора образца стиля бозар на всю Россию: музей училища барона Штиглица в Петербурге и построоенный уже в 21 веке Минсельхоз в Казани. А вот в столице молодого румынского королевства новый стиль был воспринят с энтузиазмом, ведь французы тоже могут считаться потомками римлян, то есть братьями румын. Здание построено французским архитектором Полем Готтеро. На его месте находился старинный монастырь, который пришлось снести.

Сберегательный банк ночью
Сберегательный банк ночью

А так выглядел Дворец Сберегательного банка накануне ночью.

Церковь Злэтари
Церковь Злэтари

Старинная магистраль, называемая ныне проспектом Победы, была первой мощёной улицей Бухареста, а, может, и всех Балкан. Неудивительно, что она стала самой престижной улицей города. Здесь селились правители и богатые бояре, вкладывавшие деньги в церкви и монастыри поблизости от своего дома. Во времена независимости религиозная составляющая стала уступать место дворцовой и коммерческой. Но кое-какая религиозная жизнь тут осталась, и мы увидим пару церквей. Первая из них — церковь Злэтари. Эта старинная церковь пострадала несколько раз от землетрясений 20 века, но, как видим, на сегодня она вроде бы в полном порядке.

Квартал Розенталя, бывшее здание Национального Банка Румынии
Квартал Розенталя, бывшее здание Национального Банка Румынии

Это солидное девятиэтажное неоклассическое здание называется Квартал Розенталя. Оно построено в 1938 году для нужд Национального банка Румынии. Впоследствии оно было передано другому государственному банку — Внешнеторговому, а в 1999 году оно лишилось владельца и стало приходить в упадок. Обычная история для посткоммунистического Бухареста. Однако именно в год нашего визита, в 2019 году, началась реставрация этого дома. Мы сидели в кафе напротив, и из дома Розенталя раздавался шум строительных работ.

Отель Капитол (бывший Лувр) и отель Капша
Отель Капитол (бывший Лувр) и отель Капша

Мы находимся на одной из нарядных площадей, примыкающих к проспекту Победы, — Piața Drapelului, что можно перевести как площадь Национального Флага. Такое патриотическое название не случайно — в глубине площади красуется Дворец Офицеров румынской армии. Это внушительное неоклассическое здание было, как и Дворец Сберегательного Банка, построено в конце 19 века на месте старинного монастыря. Должен признаться, что я во время прогулки просто не заметил этого дворца. Без всякого сомнения, его фасад был достоин хотя бы моего взгляда, но, увы, фасада-то я и не увидел. Весь фасад, как и в случае Адриатики, был закрыт рекламной растяжкой. Что ж, пожелаем успехов реставраторам и будем смотреть туда, куда получается.

Оба старинных (по бухарестским меркам) здания гостиниц — Капитол слева и Капша справа — имеют славную историю. Отель Капитол в прежние времена назывался ни много ни мало Лувр. Кафе Рояль на его первом этаже с середины 30-х годов до конца войны было обиталищем культурной богемы. Гостиница Капша берёт начало от знаменитой кондитерской братьев Константина и Григория Капша. Предприимчивые братья были поставщиками двора не только румынского, но также болгарского и сербского королей. После войны, уже при коммунистах, «штаб-квартира» культурной богемы перебирается сюда.

Позади Капитола можно увидеть огромное здание, называемое по бухарестской традиции Дворцом Телефона. По своей привычке не обращать внимания на уродливые здания второй половины 20 века (в любой стране), я не заметил и этого сооружения. Однако позже я узнал, что на этот раз градостроительные проекты Чаушеску тут ни при чём. Это здание построено в 1930-е годы, как считается, в стиле ар-деко. Особого ар-деко я в этих белых стенах не увидел, но говорят, что ар-деко в данном случае сконцентрировался в интерьерах.

Проспект Победы, 48
Проспект Победы, 48

Вот ещё одно роскошное здание, радующее и не радующее глаз одновременно. Оно является частью Пассажа Победы — одной из серии торговых площадок под открытым небом, примыкающих к этой стороне Проспекта Победы (самая знаменитая из них — пассаж Макка-Вилакросс рядом с кварталом Розенталя). Как и в случае Квартала Розенталя, муниципалитет города уже принял решение о реставрации этого дома.

Гранд-отель Континенталь (бывшая гостиница Брофт)
Гранд-отель Континенталь (бывшая гостиница Брофт)

На одном из шумных перекрёстков Проспекта Победы расположена ещё одна гостиница — 5-звёздочный Гранд-отель Континенталь. Привычная уже нам угловая башенка над зданием гостиницы не даст нам ошибиться — мы по-прежнему находимся в Бухаресте.

Гостиница Novotel на проспекте Победы
Гостиница Novotel на проспекте Победы

Ровно напротив Гранд-отеля Континенталь оказалась ещё одна гостиница — Новотель. Как относиться к этой архитектуре? Я пока не научился восхищаться такими современными архитектурными формами, но, пожалуй, имеет право на существование такая точка зрения, что «в этом что-то есть». Что-то есть в том, как в тёмных стёклах отеля отражается городская среда, в том числе уже знакомая нам башенка Гранд-отеля Континенталь. Что-то есть и в том, что в объём современной высотной гостиницы был включён фрагмент старинного неоклассического здания. На самом деле, этот «фрагмент» был воссоздан одновременно с гостиницей и является данью памяти стоявшему здесь Национальному театру, разрушенному в годы Второй мировой войны. И в этом, несомненно, что-то есть.

А слева можно увидеть фрагмент Дворца Телефона.

Церковь Крецулеску
Церковь Крецулеску

Вторая церковь на нашем пути — церковь Успения Богородицы, больше известная как церковь Крецулеску — построена в начале 18 века Йордахе Крецулеску, зятем могущественного правителя Валахии Константина Брынковяну. Она является памятником нак называемого Брынковянского стиля в румынской архитектуре. Несмотря на её очевидную художественную и историческую ценность, её предполагалось снести во времена Чаушеску, однако ведущим архитекторам Бухареста удалось её отстоять.

Университетская библиотека и памятник королю Каролю I
Университетская библиотека и памятник королю Каролю I

Перед нами — здание университетской библиотеки, построенное в конце 19 века, ещё один образец стиля бозар в исполнении французского архитектора Поля Готтеро. Перед фасадом мы видим конную статую Кароля I, первого короля Румынии, который наблюдал за строительством библиотеки из окон своего дворца.

Национальный Художественный музей (бывший королевский дворец)
Национальный Художественный музей (бывший королевский дворец)

А вот и дворец румынских королей. Настоящее здание построено на месте старого дворца в 1937 году. Примечательно, что строительством руководила вдовствующая королева Мария, внучка Александра II и королевы Виктории, мать короля Кароля II и владелица королевской резиденции Тихое Гнездо в болгарском ныне Балчике. После того как король Михай был изгнан из страны коммунистами, здесь разместился Национальный Художественный музей. Экспозиция музея размещается в левом крыле, которое мы здесь видим слева (зарубежное искусство), и в правом (румынское искусство). Это — практически 2 разных музея с разными входами. Мы выбрали румынское искусство, потому что когда мы его ещё увидим...

Этот музей был конечной целью нашей прогулки. После просмотра румынского искусства мы повернули к центру, где встретились с юным экскурсоводом Щербаном, с которым мы познакомились в начале повествования. И на этом наш идеально закольцованный очерк подходит к концу. Напоследок, в качестве бонуса, — пара экспонатов из оставившего на меня наибольшее впечатление раздела музея, посвящённого резьбе по дереву.

Иконостас из коллекции Национального Художественного музея
Иконостас из коллекции Национального Художественного музея

Первый экспонат, покрытый густой виртуозной резьбой по дереву с растительным орнаментом — очевидно, иконостас. По обе стороны Царских Врат есть надписи на старославянском языке старославянскими же буквами, но я не в силах что-либо разобрать.

Резные двери из Национального Художественного музея
Резные двери из Национального Художественного музея

На этих дверях, также украшенных богатой растительной резьбой, выделяется коронованный двуглавый орёл — герб Византийской империи. Вероятно, двери принадлежали кому-то из греков-фанариотов, считавших себя наследниками византийских императоров, например, семье Кантакузино. Над орлами тоже имеются старославянские надписи, но я и здесь бессилен их прочитать.


Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded