Избранные путешествия (orti2) wrote in ru_travel,
Избранные путешествия
orti2
ru_travel

Categories:

Три вершины Люцерна

В конце прошлого сентября мне внезапно захотелось воспользоваться последними "здоровыми" деньками, чтобы вырваться на природу. Вариантов оказалось не так много и я обратил свой взор на Швейцарию. Почему бы нет? Число заболевших, на тот момент, находилось в пределах европейской нормы. Природа имеется, да ещё какая! Единственный минус (кроме швейцарских цен) это переменчивая осенняя погода, но тут уж как повезёт. Скажу сразу, большей частью не повезло.




Сперва несколько организационных моментов. В наличии имеем 3.5 дня, требуется найти место в северно-центральной части Швейцарии, куда бы я мог приехать на поезде и увидеть много вкусного за мало времени. Не скажу, что я большой знаток Швейцарии (был здесь всего 2 раза) но общее представление имею. Горы такая вещь, что на карте кажется рядом, на деле может легко превратиться в многочасовую дорогу с бесконечным числом пересадок на общественном транспорте, это тоже надо было учитывать. Короче говоря, альтернативы Люцерну не нашёл. Вернее даже не самому Люцерну, а горному массиву вокруг люцернского озера, или как говорят местные жители, Фирвальдштетского озера. Судите сами, длина озера всего около 30 километров, а вершин вокруг... скажем так - много! На карте ниже их всего 10, но на таком масштабе гугл выделил только лучших из лучших. Половину дня гуляю по Люцерну, как посетить 10 гор за оставшиеся 3 дня? Да никак! Единственный выход - жесточайший отбор. Два кандидата не обсуждаются. Во-первых, "Пилатус" (красная точка в левой части карты) гора в черте города с умопомрачительным видом на Люцерн с окрестностями. Во-вторых, "королева гор" Риги, с которой можно сказать и начался весь горный туризм в Швейцарии. Над третьей горой пришлось подумать. Что выбрать, "Штанзенхорн" с невероятным кабрио-фуникулёром, или "Бюргеншток", где есть замечательный горный лифт, плюс небольшая, но крайне живописная тропа вдоль озера? Ещё больше понравилась гора "Титлис". Она не влезла на карту, но расположена практически за углом. Прямой поезд из Люцерна добирается до высокогорной деревушки Энгельберг всего за 45 минут. К тому же вы понимаете, что некрасивое место "Горой ангелов" не назовут! А из Энгельберга на Титлис (это на минуточку 3200 метров) вас довезёт первый в мире вращающийся фуникулёр! Казалось бы, вот она третья гора-мечты, но нет, я выбрал совсем другой маршрут, гору "Фрональпшток" (красная точка справа) с неё-то и начну рассказ.




Фрональпшток, самая дальняя точка моего путешествия. Сперва придётся проехать 40 минут на электричке Люцерн - Швиц, потом 20 минут на автобусе до станции подъёмника (билет в одну сторону поезд+автобус 24 франка) Дальше вас ждёт незабываемая 8-минутная поездка на фуникулёре "Stoos" и на 15-минутной канатной дороге (комплексный билет фуникулёр+канатка 45 франков) Итого, дорога в одну сторону займёт около 2-х часов и общие затраты приближаются к трёхзначной сумме, но не всё меряется франками. Фрональпшток - стала лучшей горой моего короткого люцернского вояжа! Я не берусь утверждать, что Фрональпшток лучше Риги, или Пилатуса. Просто в тот день мне повезло с погодой. Весь день светило солнце, а это уже 80% успеха. Часть процентов отдам футуристическому фуникулёру, это нечто!




Представьте себе 10-минутную поездку на американских горках, но с такими видами.




Внутри кабинки указатель наклона подъёма. В некоторых местах фуникулёр двигается под углом в 50 градусов, или 110%, это самый крутой (в прямом смысле слова) фуникулёр в мире! Хорошо, насчёт американских горок я возможно немного погорячился, но тем не менее, поездка была более чем занимательной.




8 минут позади, теперь можно переварить пережитое наслаждение.




Сама деревушка Штоос ничем особенным не запомнилась. Ну да, горная, без автомобилей, но со швейцарскими церквушками и швейцарскими коровами.




Неспешная поездка на канатке. Можно справиться и без неё, круговой маршрут Штосс-Клингеншток-Фрональпшток-Штосс, это всего 13 километров, без каких-либо альпинистских подъёмов. Здоровый человек пройдёт весь путь часов за 6 и не особо вспотеет! Я же решил немного сэкономить время, т.е. прошёл лишь самый интересный горный участок.




Собственно, вот я уже и на вершине. Виды как из рекламных туристических проспектов!




Обзор на весь горизонт, 1922 метра над уровнем моря, лепота! Позаимствовал в гугле один из многочисленных панорамных снимков, но и без гугля всё понятно.




Оценивающим взглядом оглядел фронт работ на следующие дни, Риги (вдали справа), Пилатус (вдали слева) можно идти к следующей смотровой площадке.




А там занято! Площадка открыта лишь для местных жителей.




В рекламе говорится про: "Виды на 10 озёр", где они их нашли не знаю, но и одного люцернского вполне хватает. Узкое, петляющее озеро, легко спутать с норвежскими фьордами.




Сочно-зелёные склоны трудно с чем-то перепутать. Нет, мы точно не в Норвегии, это Швейцария!




Насмотрелся вдоволь, теперь можно идти на соседнюю вершину "Клингеншток".




Виды шикарные! Единственный минус, маршрут не совсем природный - он лестничный. Я конечно понимаю, хотели сделать проход как можно более безопасным, но все эти цепи, совершенно ненужные железные перила, ступеньки... всё это не способствует единению с природой.




Ну и толпы народа, конечно, тоже не способствуют. Маршрут как бы семейный, вот и прут сюда все подряд. Родители с грудными детьми (без шуток, встретил несколько таких персонажей) детсадовские группы, инвалиды с трясущимися конечностями, притом что пройти 5 километров лестниц не так уж и просто.




Где-то на полпути я понял, что надо было идти с другой стороны, не от Фрональпштока к Клингенштоку, а наоборот. Тогда красивые пики всегда были бы перед глазами, плюс на Фрональпштоке есть панорамный ресторан, где после долгого перехода приятно отдохнуть пару минут за стаканчиком чего-нибудь бодрящего. На Клингенштоке же голые камни, гуляет ветер и есть только одна скамейка для самых уставших. Абсолютное большинство туристов, в отличии от меня, выбрало правильное направление, т.е. все дети с родителями шли мне навстречу и смотрели вот на это.

DSC04998_1.jpg


Сверим часы, 50 минут пройдено, остался 1 час 45 минут. Где-то так дорога и занимает.




Возможно я шёл несколько дольше, сделал парочку фото-остановок.




Здесь есть что фотографировать!




Например всё тот же церковно-коровий Штосс. Обратите внимание на густой туман, 2 часа назад (когда я там ехал на фуникулёре) на него не было даже намёка.




Пейзажи будто с другой планеты!




Финишный лестничный рывок.




Туманный Штосс немного с другой стороны.




Ещё один взгляд назад, ну вот зачем здесь все эти ленточки с лестницами?




Не самое плохое место для пикника.




Открывающаяся с Клингенштока панорама не особо впечатлила, на соседнем Фрональпштоке явно посимпатичнее будет. Добавим ещё один довод начинать прогулку отсюда, чтобы постепенно повышать градус красивости!




Пора спускаться. В зимнее время склоны Клингенштока превращаются в одну большую горнолыжную трассу, а пока здесь слышится лишь звон коровьих колокольчиков.




Самый крутой фуникулёр вблизи.




В целом план был хорош. Быстренько разобраться с горой, потом поехать из Швица, но не обратно в Люцерн, а дальше в Бруннен. Там пересесть на кораблик и отправиться по маршруту Brunnen-Flüelen, т.е. самому красивому горному участку люцернского озера. Тем самым сэкономив на билетах минимум 50 евро и где-то 1.5 часа дороги (если плыть из Люцерна) Ну что же, идея замечательная, в 17:00 я стоял на набережной Бруннена, тоскливо смотрел в сторону Флюлена и не видел ни одного корабля! Не помню деталей, то ли ковидно-зимнее расписание тому виной, то ли это я опоздал. Ничего страшного, никуда от меня озеро не денется, покатаюсь по нему завтра.




На следующий день настала очередь "королевского" маршрута на гору Rigi. Если быть совсем точным, то королевский маршрут (120 франков на официальной странице) я слегка обрезал и удешевил. Место одного кораблика заняла электричка Luzern-Weggis, до самой вершины я решил не ехать, а дойти последний участок пешком. Особой экономии не получилось (12 франков электричка, 43 фуникулёр и горный поезд, 32 кораблик) Швейцария... Железнодорожные 45 минут из Люцерна, перед глазами всё то же знакомое люцернское озеро. Бодрящее утречко в Weggis, самое время искупаться!




Вид на гору не сулит ничего хорошего.




Хоть станцию подъёмника долго искать не пришлось, она находится практически в самом центре курортной деревушки.




Неплохое начало, виды на Веггис захватывающие!




Правда, через 2 минуты всё великолепие свелось к разглядыванию белого на голубом.




Доехал до станции Kaltbad, дальше пешком. Определённый прикол в такой прогулке с облаками точно есть. Медитативненько!




На свою беду решил не идти сразу на вершину, а оглядеться вокруг. Подумал, раз гора Риги славится своими тропами (как никак, на ней проложены 120 километров пешеходных маршрутов!) то наверняка отыщется что-нибудь симпатичное. И действительно, довольно быстро отыскалось, на фотографии...




Значит будем смотреть в другую сторону. На вершине сейчас неуютно, зато здесь солнышко, коровки.




Почувствуйте стереоэффект!




Всё для туристов.




Ради такой идиллии мы сюда и идём.




Пока гулял, туман на Rigi Kulm начал рассеиваться.




На этом месте мне надо было остановиться и повернуть обратно.




Но я пошёл дальше и увидел такой знак. В голову пришла нехорошая мысль: "Почему бы не дойти до Фруттли и не доехать оттуда до вершины?" Логика железная, я уже отдалился от Кальтбада на час, оттуда пешком ещё минимум часа полтора, а тут другой маршрут с тем же результатом, но быстрее и комфортнее.




Ага, комфортнее, 3 часа я пытался найти дорогу к этой чертовой Фруттли! Вы даже не представляете, где я только не был! На огромных минных (полных навозными кучами) полях. В глухой чаще, куда точно не ступала нога туриста. Прорывался сквозь колючую проволоку на безымянных тропах. Искал воду на покинутых крестьянских хозяйствах. Я был везде, но так и не понял, как пройти к Фруттли!




Это было чувствительное поражение. Через 3 часа я с позором вернулся обратно на туристическую дорогу, по уши в грязи и очень-очень злой на себя! Да уж, я точно не Марк Твен, который в начале 20-го века прошёлся здесь от озера до вершины и остался в полном восторге. Мне хватило совсем немного отойти от проторенных маршрутов, порвать связующую пуповину gsm-связи и пожалуйста - в организме полное неудоувлетворение от всей этой проклятой горы с её великолепными видами!




Хорошо хоть дальше никаких сюрпризов не было, от Кальтбада до вершины где-то 5 километров. Никакого экстремального восхождения нет и в помине. Уклон нормальный, пенсионерский, но чем выше я подымался, тем сильнее мне хотелось повернуть вниз! Устал, бегал в холостую больше 6-и часов, голодный, грязный, ещё старые травмы на коленях разболелись, на фиг мне сдался этот туман наверху?




В итоге я прошёл от Кальтбада километра два и повернул обратно к ближайшей смотровой точке, не дойдя до своей помежуточной цели, площадки "Rotstock", метров 600.




Если не придираться, то виды с "Кänzeli" тоже неплохие, но просматривая сейчас панорамы с Rigi Kulm, понимаю как был неправ. Даже с облаками, там красиво!




Вокруг столпилась группа говорливых пенсионерок, за 10 минут моего любования природой, они не замолкали ни на секунду! Все мои видео на Кänzeli можно назвать: "Разговор швейцарских бабушек на фоне чего-то там в дымке тумана." Сам виноват, это ближайшая смотровая от фуникулёра. На Ротштоке наверняка было бы тише. Ладно, посмотрел немного вдаль, можно возвращаться в цивилизацию.




Транспортное средство не заставило себя ждать. К тому же, это не просто ещё один поезд на цепной передаче, это первая горная железная дорога в Европе, построенная ещё в 1871 году!




Кабинка машиниста, понятное дело, не совсем из 1871-го года.




Виды из окна поезда примерно такие же как и отовсюду на Риги, только тумана меньше.




В Vitznau наконец-то пришёл в себя. Помылся, перекусил и был готов к продолжению культурной программы.




Возможно озёрный маршрут Вицнау-Люцерн не такой живописный, как тот, на который я не попал вчера, но мне всё-равно очень понравилось.




Усеянные деревушками склоны гор не давали скучать, 55 минут пути пролетели совершенно незаметно.




Величественный "Пилатус", подожди немножко, завтра мы с тобой встретимся!




Как уже говорил, я не особый знаток Швейцарии, но успел побывать практически во всех крупных городах этой страны: Базель, Цюрих, Цуг, Берн, Женева, Лугано. Так вот, Люцерн - это мой любимый швейцарский город! Замечательная смесь горной природы, озёрных красот и отлично сохранившейся старины.




Поселился в Люцерне не в центре, а в пригороде под названием Kriens. Выбором места остался крайне доволен. До старого города 4 минуты на электричке (дают гостевую карту, которая предоставляет бесплатный проезд в черте города) Новая, чистенькая сетевая гостиница с завтраком (что для Швейцарии важно) и видом на Пилатус. Правда, окна моего номера выходили во двор, не критично. Цена 80 евро за ночь, ничего похожего по соотношению цена-качество в самом Люцерне не было даже близко!




В принципе, расчёт был верный. Поселиться рядом с горой и тем самым сэкономить время на дороге. На деле же я сел утром не в тот автобус, т.е. автобус был тот, но ехал он в другую сторону. Не доглядел, казалось, вот остановка, движение в сторону горы, мне туда. Не совсем. Автобус сделал петлю и повёз меня чёрт знает куда. Пока понял, что еду не туда, пока ждал обратного рейса и возвращался, прошло минут 30. Можно подумать, не велика проблема. Пара минут туда - пара сюда, но эти 30 минут могли спасти мне весь день! Перед отъездом внимательнейшим образом изучил прогноз погоды, посмотрел все возможные веб-камеры с вершины. Обещали, что с утра будет солнце, но пока я завтракал и автобусно изучал красоты Кринса, погода начала стремительно меняться. Внизу это не так заметно.




Травка зеленеет, солнышко блестит (ну почти) С солнцем очевидные проблемы, хотя и без него поездка на Пилатус победила в номинации: "Самая красивая дорога на гору". Тут вам и виды на городскую застройку Кринса и на швейцарские заливные луга, а дальше ещё и горные просторы будут. Однако, всё имеет свою цену, полный маршрут: Kriens-Pilatus-Alpnachstad стоит в районе 80 франков, весьма солидно!




Какой-то нехороший бульон наверху заваривается. Тогда я ещё надеялся, что успею проскочить.




Думаю, вы догадываетесь, что проскочить не получилось. Недооценил длину маршрута, лишь одна поездка Kriens–Fräkmüntegg длится 30 минут! Дальше долгая пересадка на другой фуникулёр и самый крутой 5-минутный горный участок, т.е. в общей сложности дорога заняла около часа.




На промежуточной остановке уже стало ясно, что ничего хорошего наверху меня не ждёт. Наверное стоило остановиться, прогуляться по окрестностям, но во мне ещё жили свежие воспоминания о вчерашних "успешных" гуляньях по Риги. Ещё одна гора, до вершины которой я не добрался, не многовато ли?




Поэтому смело сел в кабину и поехал дальше.




Представляю как здесь красиво, когда светит солнце.




Моим первоначальным планом было пройтись от Fräkmüntegg до вершины пешком, было бы интересно.




Вершина встретила ожидаемо неприветливо.




Комментарии излишни.




Начинаю привыкать смотреть на природу сквозь панорамные фотографии.




Что же, пора что-то решать. Ждать просветления? Так можно весь день провести в этом киселе. Спускаться тем же маршрутом, а что потом? Догуливать последний день в Люцерне? Неубедительно. Есть вариант, поехать вниз в Альпнахштад, а там и до другой горы из моего списка, "Бюргенштока", недалеко. Могу успеть. Сейчас понимаю, что это был лучший вариант, но тогда я увидел какого-то старичка, бодро спускающегося в туман. Хм... любопытно, это ведь тропа в тот самый Альпнахштад. Совместим приятное с полезным?




Совместил. Получилась абсолютно мистическая прогулка!




В начале маршрута было написано: "3.5 часа пути и вы у озера", но это какие-то очень оптимистичные 3.5 часа. Возможно тренированные кенийские туристы смогут добежать до Альнахштада за указанное время, мне же для этого понадобилось 6 часов! Хорошо, в одном месте (по старой привычке) я сделал небольшой часовой крючок не в ту сторону. Да и вообще, не слишком спешил, постоянно фотографируя 40 оттенков белого, но тем не менее, какие на фиг 3.5 часа?




Кроме тумана и такой красавицы особых достопримечательностей не встретил.




А вот вид на Альпнахштад хорош, но стоил ли он 6-и часового спуска, большой вопрос. В общем, спускаться с Пилатуса пешком спорное занятие. В тех местах слишком много природных красот, чтобы тратить драгоценное швейцарское время, устраивая фотоохоту на бурёнок. Что сказать в целом? Не смотря на очевидные проблемы с погодой, своё мнение о регионе я не поменял. Люцернское озеро - уникальное место компактного расположения множества симпатичнейших горных вершин. Если вам надо получить полный швейцарский пакет (горы+город) в режиме блиц-крига, то настоятельно советую посетить Люцерн - не пожалеете!


Tags: Люцерн, Швейцария, горы
Subscribe

  • На улицах Виченцы - горожане и туристы

    Маленькая Виченца - город гораздо менее туристический и более живой, чем Венеция. Хотя городок совсем небольшой, но он так насыщен разнообразными…

  • Столетний парк Антиколана

    Парк Антиколана находится в итальянском курортном городке Фьюджи, в регионе Лацио. В этом столетнем парке мы бродили в одиночестве, при этом…

  • Истрийская Парензана

    Хорватию, Словению и Италию связывают не только Адриатическое море, Истрийский полуостров и общая история. Ещё была Парензана! И пусть она сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments