Инженер-дромоман (ts58) wrote in ru_travel,
Инженер-дромоман
ts58
ru_travel

Categories:

Рязановская ветка - железнодорожная экзотика Подмосковья

DSCF2720.JPG
Железнодорожная экзотика - это как правило удел регионов. Глухие малодеятельные ветки, исторические или воспетые писателями направления, резные деревянные вокзалы или даже паровозные ретро-туры. Обычно именно в глубинку едут за тёплой ламповой атмосферой с неспешным перестуком колёс и ветками, скребущимися по стёклам. Подмосковные железные дороги - это про быстрый и не слишком комфортный переброс на работу или на дачу. Где-то в современном стиле МЦД, а где-то ещё - на видавших виды и пропахших табаком и перегаром электричках. Но и в столичном регионе найдётся пара мест, где рельсовый транспорт вполне можно назвать заповедным и медитативным. Я бы таких линий отметил две - на Озёры и на Рязановку. Обе тупиковые, однопутные и неэлектрифицированные. В Озёры я уже ездил, правда саму дорогу не фотографировал, только город. И если там относительно высок локальный трафик дачников, то Рязановская ветка - полноценная безлюдная глухомань, по недоразумению ещё не «оптимизированная». Приглашаю вас вместе со мной прокатиться на самом медленном поезде Московской области, а заодно доехать до его стартовой точки по Казанской магистрали.


1. Поездку я начал от платформы Сортировочная недалеко от Казанского вокзала:
DSCF2391.jpg

2. В черте Москвы казанско-рязанская линия проходит вдоль титанических промзон. Среди них хватает оборонных заводов. Есть и крупное железнодорожное предприятие - Московский локомотиворемонтный завод:
DSCF2405.JPG

3. Это День России 2019-го года. Только сейчас руки дошли написать о той поездке. Для меня это уже традицией стало - 12 июня кататься по каким-нибудь глухим железнодорожным веткам. Только в 2020-м она нарушилась. А тут - никаких масок и перчаток; никто не боится электричек и толп; за окном - солнце и зелёная трава. Сейчас это кажется какой-то фантастикой.
DSCF2408.jpg

4. Легендарное Выхино:
DSCF2412.jpg

5. Станция Люберцы-1 - последняя, где останавливаются электрички и Казанского, и Рязанского направлений. После неё они разделяются:
DSCF2418.jpg

6. Развилка двух магистральных направлений - огромная железнодорожная развязка:
DSCF2427.jpg

7. Первая на Казанской линии станция - Люберцы-II. Широкая, тихая и почти безлюдная: вокруг одни промзоны, и пассажиров тут немного.
DSCF3240.jpg

8. На горизонте высотки то ли Люберец, то ли глухого замкадного района Москвы Некрасовка, куда, впрочем, недавно даже метро дотянули:
DSCF2424.jpg

9. Но на этом с цивилизацией всё. Почти сразу за развилкой в Люберцах, в десяти километрах от МКАД, начинается лесистая местность с редкими примесями дач. Места тут болотистые, и дачи иметь тут не слишком комфортно.
DSCF2451.jpg

10. Как будто резко перемещаешься в какой-то другой мир. Особенно это резонирует с обветшалой пассажирской инфраструктурой и не слишком обильным пригородным трафиком.
DSCF2435.jpg

11. С соседней Рязанской магистралью, которая долгое время идёт параллельно на довольно близком расстоянии, контраст разительный. Там урбанизированный пейзаж тянется почти до Коломны, около сотни километров.
DSCF2444.jpg

12. На глаз после Люберец пассажирская инфраструктура становится куда беднее и проще. Да что уж там, в отличие от всех остальных радиальных линий из Москвы тут ремонтов и реконструкций не было видимо с советского времени. Наблюдать павильоны, ограды и скамейки «из детства» непривычно и в чём-то даже приятно.
DSCF2460.jpg

13. Но вот залатанные деревянными досками платформы - это уже как-то странно. Может, так и должно быть, и это какая-то местная конструктивная особенность? А не бедность и бесхозность в стороне от основных маршрутов? Но тут это повсеместно, на всём протяжении.
DSCF2438.jpg

14. Тут, наверное, новую платформу строят, а деревянная - это временно:
DSCF2448.jpg

15. Ещё из характерных особенностей казанской ветки - некие длинные "дыры" посреди островной платформы, огороженные забором. Зачем они нужны, интересно? Чтобы разделить пассажиров по направлениям? Представляю, сколько в них мусора кидают.
DSCF2454.JPG

16. Часто поверх этих дыр делают широченные скамейки из длинных реек:
DSCF3237.jpg

17. Для меня, как видно, даже сама поездка по казанской магистрали до Кривандино оказалась весьма любопытной. Раньше я по ней не ездил. Только по её рязанской сестре, с которой они расходятся в Люберцах.
DSCF2477.jpg

18. Но если там - целая цепочка немаленьких городов и плотный трафик пассажирского движения, то тут - лесистая глушь со всего двумя небольшими городами по пути. Как следствие, электричек тут не так много. Они составляют не более трети от всех, идущих с Казанского вокзала.
DSCF3234.JPG

19. В народе считается, что тут не слишком приятный контингент. Те, кто выходят раньше Люберец (т.е. куда можно доехать поездами обоих направлений), предпочитают электрички именно рязанской магистрали, т.к. они чище, комфортнее и там меньше маргиналов. Пассажиры же владимирского направления любят поспорить с «казанскими», что у них публика ещё хуже.
DSCF2464.jpg

20. Но мне с попутчиками более-менее повезло. Со мной ехал интеллигентного вида дед, который не задавал лишних вопросов по поводу того, что я фотографировал из окна всю дорогу, и даже помог выгнать залетевшую в вагон бабочку. Лишь ближе к Шатуре два мужика начали на весь вагон обсуждать своё недовольство властью, но к счастью дальше эмоционального разговора у них не дошло.
DSCF2508.jpg

21. Хоть казанское направление не слишком востребовано для пригородных перевозок, оно сильно загружено грузовыми составами и ПДС. Крупных городов тут нет до самой Казани, но зато это - кратчайший путь из Москвы на Транссиб. Собственно, ради этого её и строили: это самая молодая магистраль московского узла.
DSCF2521.JPG

22. Первый после Люберец город, Куровское. Расстояние между ними больше 60 километров, что для ближнего Подмосковья весьма непривычно. Здесь казанскую магистраль пересекает БМК. В сам город мы как-то заезжали по дороге в Рошаль в попытке что-нибудь перекусить.
DSCF2483.jpg

23. Практически на всём протяжении магистрали в Московской области вдоль неё тянется автодорога. Сначала Егорьевское шоссе, потом трасса "Куровское - Шатура - Черусти". Проектировал её, простите, извращенец, т.к. дорога постоянно петляет то на одну сторону линии, то на другую. Переезды случаются часто. Для ряда районов востока Подмосковья альтернатив этой трассе нет, так что приходится стоять в жутких пробках. Сам ездил в Шатуру и Рошаль несколько раз, и желания повторять нет никакого. Проще в другой регион добраться, в Тверь там или в Тулу, чем в эту часть Подмосковья.
DSCF2520.jpg

24. Никаких сверхъестественных пейзажей тут из окна не увидишь: Мещёра - леса да болота. Но иногда что-нибудь любопытное проплывает. То водонапорка старая, то церковь:
DSCF3229.jpg

25. Попадаются некие старые домики. Предположу, что изначально строились для нужд железной дороги одновременно с ней.
DSCF2505.jpg

26. Казанская магистраль для меня в этот раз закончилась в Кривандино. Эта не слишком большая станция в не слишком большом посёлке ничем особо не примечательна. Кроме того, что отсюда уходит самая глухая в Московской области ветка с действующим пассажирским движением. Ради неё всё и затевалось.
DSCF2527.jpg

27. Ну и ещё того, что тут сохранился единственный от Москвы до Мурома исторический деревянный вокзал казанской магистрали:
DSCF2529.jpg

28. У специальной низкой платформы меня уже ждёт РА-1 на Рязановку. До 2012-го года ветку обслуживала "кукушка" из одного сидячего вагона, ведомая тепловозом ЧМЭ3:
DSCF2535.jpg

29. Но замена её на мотрису на скорость сильно не повлияла: ползёт она по-прежнему как черепаха, преодолевая 50 километров за почти два часа. Медленнее у нас ходит, по-моему, только такой же РА-1 от Земцов до Жарковского в Тверской области. Но если там плачевное состояние путей, то здесь, в Московской области и под МЖД, рельсы очень даже приличные. Непонятно, почему она не едет быстрее.
DSCF2593.JPG

30. Вот Рязановская ветка отходит от казанской магистрали. На сегодняшний день на ней всего две станции: само Кривандино и конечная, Рязановка. Вся остальная часть линии - сплошной однопутный перегон.
DSCF2841.jpg

31. Между Кривандино и Рязановкой даже во время пандемии ежедневно курсирует три пары поездов, перевозящих преимущественно воздух и де-факто бесплатных (ниже расскажу почему). Роскошь непозволительная. Между Савёлово и Калязиным, например, "кукушки" куда более востребованы и зачастую ходят битком, но там - всего две пары в день (и то не всегда) и с очень неудобным расписанием.
DSCF2845.jpg

32. Первый дизель из Кривандино в Рязановку уходит примерно в 9 утра. Чтобы попасть на него, на электричку "Москва - Черусти" мне пришлось садиться в полседьмого. Но тёплым июньским деньком уже и в 9 салон мотрисы разогрелся не на шутку, и ехать в нём было весьма некомфортно. При отсутствии кондиционера на её низкой скорости даже открытые окна не спасали.
DSCF2554.JPG

33. Вдобавок, в РА-1 нет туалета, что для почти двух часов поездки очень тяжело. Теоретически, нужду справить можно в Кривандино. Между прибытием электрички и отправлением дизеля 20 минут. Но там туалет на другой стороне линии, и нужно обходить платформу. Тогда не успеешь купить билет.
DSCF2742.JPG

34. Билеты на этот чудо-поезд только в Кривандино и можно купить. Ни на одном из остановочных пунктов рязановской ветки, в том числе и на конечной, касс нет. Нет также и кондукторов с контролёрами, у которых можно было бы приобрести билет в салоне. Ну и, как следствие, не проверяет их никто. Поэтому я и говорю, что поезд де-факто бесплатный.
DSCF2564.jpg

35. Но, что удивительно, несмотря на все байки про наш народ, в Кривандино в кассу выстроилась целая очередь, покупавшая билеты именно на этот поезд, в том числе и в обратную сторону.
DSCF2575.JPG

36. В общем-то, билеты купили все немногочисленные пассажиры. Я так понимаю, это своеобразная гражданская позиция пользователей этой дороги. Возможно, они не сговариваясь оплачивают проезд, т.к. опасаются, что иначе её могут просто закрыть. Я тоже отстоял эту очередь, но в качестве эксперимента купил билет только в один конец. Не верилось мне, что я не смогу приобрести его в обратную сторону. Проверил - не получилось. Обратно против своей воли пришлось ехать зайцем.
DSCF2582.jpg

37. Попутчиками моими были бабочка, два овода и куча мелкой мошкары. Бабочек вдоль железной дороги вообще летало превеликое множество и иногда они залетали в вагон. Родятся они что ли где-то рядом с насыпью?
DSCF2543.JPG

38. Может показаться странным такая затратная эксплуатация глухой и невостребованной линии, но ещё совсем недавно всё было иначе. Сама ветка строилась в первую очередь для транспортировки торфа из болотистых районов на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей на Шатурскую ГРЭС. Объёмы загрузки тут были весьма солидные.
DSCF2588.JPG

39. Более того, станция Сазоново на этой линии, бывший вокзал которой на фото, была ещё и узловой. Отсюда ответвлялся путь на торфоразработки восточнее основного направления и доходил до станции Пилево Рязанской области, где пересекался с легендарной Мещёрской узкоколейкой.
DSCF2672.JPG

40. И хоть фактически узкая и широкая колея смыкаться не могли, получалось, будто это была уже и не тупиковая ветка. До Пилево тоже планировалось пустить пассажирское движение, но этот проект не реализовали.
DSCF2666.jpg

41. Вдобавок, в позднесоветские годы вдоль линии выросло немало дачных массивов, и она стала востребованной не только торфовозами, но и многочисленными пассажирами. Говорят, одно время даже ходил прямой поезд "Москва - Рязановка" под тепловозом.
DSCF2608.JPG

42. Но в 2009-м Шатурская ГРЭС окончательно отказалась от торфа, а дачники примерно в то же время пересели на личные авто. С тех пор тут всё и загибается.
DSCF2811.jpg

43. Линия от Сазоново до Пилево "законсервирована" (а фактически разобрана мародёрами), а сама Рязановская ветка пребывает в непонятном анабиозе, поддерживаемом только за счёт дотаций Московской области.
DSCF2791.jpg

44. В Кривандино в вагон село человек двадцать. Вроде и немало для РА-1. Но почти все они сошли уже на следующей остановке - Осаново. Видать, к дачам. Дальше ехало буквально несколько пассажиров. До конца добрались только я, типичный для таких веток мужик в камуфляже, да двое парней с зеркалками, которые тоже катались по экзотической подмосковной ветке. В Рязановке даже парой слов с ними перекинулись. Ребята, отзовитесь, вдруг читаете? Хотя было это уже почти 2 года назад...
DSCF2835.jpg

45. От Кривандино до Осаново колёса дизеля почему-то издают ну очень громкий стук. Даже стуком не назовёшь - откровенная долбёжка какая-то. Грохот стоит жуткий. Подумал сначала, что это из-за размера и возраста РА-1. Качает ещё к тому же, каждый стык чувствуется пятой точкой.
DSCF2617.JPG

46. Ещё жара и скорость меньше 40 км/ч. Подумал, если так туда и обратно придётся ехать, я рехнусь. Но после Осаново, к счастью, стук поутих. Видимо, состояние путей на первом участке не особо хорошее.
DSCF2631.jpg

47. Пейзаж за окном странноватый - вроде бы чисто, асфальт везде (Московская же область), но людей ни души. Пустота и заросли. Не похоже на привычное Подмосковье, но и на регионы тем более.
DSCF2775.jpg

48. Странное сочетание глухоты и относительной ухоженности. В регионах обычно более обжито, но беднее. Никогда бы не подумал, но из всех моих железнодорожных поездок именно рязановская ветка, целиком расположенная в Московской области, оказалась на вид одной из самых глухих.
DSCF2634.JPG

49. Надо сказать, в Московской области вообще не так много неэлектрифицированных линий с пассажирским движением. Полноценных всего две - эта и уже упоминавшаяся линия "Голутвин - Озёры". На дальних участках Рижской и Павелецкой магистралей электрификация ещё отсутствует, но там движение завязано уже на соседние регионы, а не на Подмосковье. Можно ещё нерегулярные маршруты вспомнить типа парка "Патриот" и всяких ретро-туров на паровозах. Ну и всё.
DSCF2651.jpg

50. Остатки былого путевого развития. Рельсы все уже растащили:
DSCF2663.jpg

51. Комфортабельный зал ожидания и развитая пассажирская инфраструктура:
DSCF2664.jpg

52. Шутки шутками, а технологии добираются и сюда. Новый фонарь с солнечной батареей на глухом забытом полустанке. И очередная бабочка в кадр влезла:
DSCF2701.jpg

53. Добрались до конечной, станции Рязановка:
DSCF2720.JPG

54. Вокзал обжит, но закрыт. Явно используется, но не для немногочисленных пассажиров:
DSCF2721.JPG

55. В километре к югу от станции расположен посёлок торфоразработчиков Рязановский на 2000 душ. Вот почему, интересно, пассажирскую станцию там было не обустроить? И ведь сама железная дорога туда доходила и даже дальше шла, в деревню Радовицы. Нет, людям надо километр по лесу чесать.
DSCF2716.jpg

56. Ну да не слишком и нужна эта станция жителям посёлка. До Москвы через Кривандино ехать, до которого 2 часа в этом РА-1 трястись? Легче уж на автобусе. Да и райцентр тут в другую сторону: Рязановка входит в Егорьевский район, а не в Шатурский. На станции, кстати, навечно остался заброшенный грузовой состав из пары вагонов. Он создаёт тут ложное ощущение какой-то деятельности. Раньше ещё узкоколейная и торфопогрузочная инфраструктура была, но её всю уничтожили в последние годы.
DSCF2726.jpg

57. В деревне Радовицы, к слову, сохранился старинный монастырь, но это уже 5 километров к югу от конечной. Именно туда когда-то дотягивалась железная дорога.
DSCF2755.jpg

58. С названиями тут явный казус присутствует. В Сазоново, как я уже говорил, ветка раздваивалась. Основная часть, по которой мы сегодня катаемся, шла к деревне Радовицы, а на восток уходила линия на Пилево Рязанской области. На концах обеих веток вместе со строительством железной дороги появились посёлки торфоразработчиков. Тот, что рядом с деревней Радовицы Московской области, назвали "Рязановский". А тот, что на границе с Рязанской областью, - "Радовицкий". Есть мнение, что чиновники второпях просто перепутали населённые пункты, но исправлять ошибку уже никто не стал.
DSCF2768.jpg

59. Далее просто несколько кадров с обратного пути. Болото:
DSCF2754.jpg

60. Болотистая поросль:
DSCF2807.JPG

61. Бывшая станция Бармино. Внезапно, сохранились даже рельсы второго пути:
DSCF2788.jpg

62. О.п. 29-й км. Находится посреди леса. До ближайшей деревни - около километра по тропинкам. Видимо оттуда и пришли пассажиры и провожающие:
DSCF2821.jpg

Поездка на рязановском дизеле вышла насыщенной и тяжёлой. В первую очередь из-за дискомфорта, связанного с жарой и медлительностью поезда. В Шатуру я в итоге приехал уставший и с больной головой. Кое-как перекусив и закинувшись таблетками, я пошёл осматривать город. Он оказался неожиданно интересным и быстро сгладил впечатления от тягомотного катания на мотрисе. О Шатуре будет следующий пост.
Что касается рязановской ветки, есть у меня стойкое ощущение, что долго она не просуществует. С пассажирским движением уж точно. Честно говоря, в отличие от многих других малодеятельных железных дорог, здесь даже я не совсем понимаю смысла её функционирования. Так что если Вы хотите испытать эту подмосковную экзотику, лучше поторопиться.
Tags: Подмосковье, Россия, ж/д, природа, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments