worldenddominator (juan) wrote in ru_travel,
worldenddominator
juan
ru_travel

Category:

Бразилия - обзор самой большой страны Южной Америки

Этой весной я осуществил большую поездку в Бразилию - самую большую страну Южной Америки и одну из крупнейших в мире. Эта страна несомненно заслуживает подробного изучения, как Россия, Китай, Индия или США, поэтому я доволен тем, что смог основательно по ней поездить, даже несмотря на то, что пришлось отложить поездку в другие страны Южной Америки, куда я хотел попасть.
В прошлый раз я был в Бразилии в новогодние каникулы в 2012-2013 годах, тогда я проехал из Рио-де-Жанейро на юг до границы с Уругваем через южные штаты. В этот раз я не ездил на юг, зато прокатился по северо-востоку, Амазонии, центру страны и Пантаналу, а также провел кучу времени в двух главных городах - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Всего в этом году я был в Бразилии около 70 дней, со 2 марта по 3 июня, с перерывом на поездку в Боливию.


Въезд и выезд
Бразилия безвизовая, формально 90 дней из 180 (как Европа), но по факту пребывание можно продлить еще на 90 дней. Для въезда нужен тест на коронавирус, стандартно за 72 часа.
Если нужен тест на коронавирус для въезда в следующую страну, в Бразилии его проще всего сделать в аэропорту Сан-Паулу (все равно международные рейсы только оттуда сейчас летают). Стоит недешево - 350 реалов ($65), но дешевле, чем в Боливии или в Европе. Результаты готовы через 4 часа, то есть можно приехать в аэропорт пораньше. В городе тоже есть пара мест этой же сети, но там результат в течение 1 дня.
Из Европы в Бразилию сейчас основные маршруты это через Стамбул (дешевле) или через Доху/Дубай (дороже). Через аэропорты ЕС (Париж, Амстердам) летать не стоит, так как они любят менять правила и закрывать даже транзит по желанию левой пятки. Мой билет из Москвы в Сан-Паулу через Стамбул и обратно стоил около $900, то есть примерно так же, как стоил в 2019 году. При этом тариф был с возможностью обмена, чем я и воспользовался, наверное, в первый раз в жизни, когда рейсы из Стамбула в Москву отменили - я поменял дату и пункт прилета на Минск, и мне еще даже отсыпали назад несколько долларов аэропортовых сборов.
Из-за "бразильского" штамма (который считается более опасным, хотя доказательств этого до сих пор нет) из Бразилии сейчас сложно выбраться. Я хотел поехать после Бразилии в Колумбию и Эквадор, но обе страны сделали для прилетающих из Бразилии карантин (Колумбия, правда, в конце мая отменила это правило, но я уже не хотел менять планы). Через США лететь тоже не очень получится, точнее, можно лететь в Бразилию (если есть американская виза), а обратно нельзя, т.к. из Бразилии въезд в США закрыт.


Деньги
Валюта Бразилии называется реал. С 2013 по 2021 курс реала упал от 2 реалов за доллар до 5.5, в результате Бразилия из самой дорогой страны Южной Америки превратилась в самую дешевую, по крайней мере дешевле Боливии. В Бразилии очень дорого стоит импорт из-за конских пошлин, так что айфоны и брендовая одежда дороже, чем даже в России. Но для туриста это не важно, а еда, жилье, проезд, экскурсии по цене падают с курсом реала. Подняв свои архивы, я сравнил цены с 2013 годом, и понял, что в реалах проезд между городами подорожал незначительно, проезд по городу подорожал в 1.5 раза, еда немного, а гостиницы даже подешевели.
В Бразилии очень распространена оплата банковской картой, есть еще местные системы переводов, как у нас переводы по номеру телефона в Сбере. Даже уличные тележки с едой могут принимать карты. Вероятно, это связано с высоким уровнем преступности, поэтому люди не хотят носить наличные.
В банкомате можно снять наличные без комиссии в большинстве банков (но не в аэропорту Сан-Паулу), лимит обычно низкий в районе 1000 реалов, но в банке Bradesco во многих отделениях можно снять за раз 2500 реалов.

Язык
В Бразилии говорят на португальском языке, произношение которого довольно сильно отличается от Португалии. Я владею этим языком, поэтому проблем с коммуникацией у меня почти не было, а вообще в Бразилии с этим непросто - английский почти никто не знает, туристическая инфраструктура тоже ориенттирована в основном на местных или жителей соседних стран, так что встретить людей, говорящих по-испански намного проще, чем англоговорящих.

Жилье
Гостиницы в Бразилии довольно дешевые. Я платил в среднем 100 реалов (менее $20) за двухместный номер, и даже меньше за одноместный - 70 реалов. Это в хорошей гостинице с кондиционером. Без кондиционера можно найти еще дешевле, я останавливался в таком месте на одну ночь в Жуан-Песоа, и это стоило всего 40 реалов ($7), и для своих денег было неплохо - как минимум душ в номере и интернет были. В Бразилии не так жарко, как в Юго-Восточной Азии, особенно в южной и центральной части, особенно ближе к зиме. В мае, мне кажется, я почти и не включал кондиционер нигде.

Гостиница за 40 реалов:


Гостиница за 70 реалов:


Airbnb в Бразилии тоже вполне можно пользоваться. За те же $20-25 можно снять небольшую квартиру, что очень круто. Я так жил дважды: в Ресифи и в Рио-де-Жанейро прямо на первой линии Копакабаны. Не очень удобно airbnb для короткого пребывания на 1-2 дня, так как квартиры обычно в жилых районах, а не в историческом/деловом центре.
Почти во всех гостиницах бесплатный завтрак, шведский стол с примерно одинаковым набором блюд везде:


Транспорт междугородний
Из-за больших расстояний самый актуальный транспорт это самолет. В Бразилии есть три крупных авиакомпании: Latam, Gol и Azul. Первая это обычная авиакомпания, а две другие - лоукосты. Багаж нигде не включен в стоимость, но за ним и не следят при посадке. Из-за коронавируса в аэропортах не работают киоски регистрации (непонятно почему, когда заражение через поверхность исключительно редко), поэтому я всегда регистрировался через мобильное приложение и показывал посадочный с телефона. Перед входом в самолет надо показать паспорт (пока что из всех стран только в Австралии и Новой Зеландии я летал внутренними рейсами вообще без показа документов).
Билеты стоят довольно дешево, но есть одна неприятная особенность - нужно покупать сильно заранее, минимум за две недели. Даже на самом загруженном маршруте Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу, где самолеты летают каждые полчаса, билет на завтра может стоить за $100, а заранее - $20. На менее популярных маршрутах цены на ближайшие 3 дня почти всегда конские, $200, $300, $400, а заранее можно через всю страну пролететь за $50-100.
В Бразилии очень распространены рейсы с пересадками, при этом много разных хабов, и часто поисковики предлагают неочевидные маршруты с двумя или даже тремя пересадками.

Междугородние поезда в Бразилии ходят только по двум маршрутам: Белу-Оризонти - Витория и Сан-Луис - Парауапебас. Мне не довелось на них проехать. Первый маршрут наверное получше автобуса, но менее удобен, чем самолет, который между двумя этими крупными городами должен стоить дешево. Второй маршрут идет от побережья в дебри Амазонии, но может быть полезен, чтобы проехать по земле из Сан-Луиса в сторону штата Токантинс.

Основной наземный транспорт это автобусы. Здесь творится полный анкап: приходишь на автовокзал, а там 20 окошек разных компаний, и нужно понять, кто ездит по нужному направлению. Можно посмотреть расписания на buscaonibus.com.br или clickbus.com.br. Автобусы все комфортабельные, как в Малайзии, дешевых и старых автобусов, как в Боливии, не встретить. Из-за коронавируса по многим направлениям частота рейсов снижена, так что лучше смотреть расписания заранее, а не надеяться уехать в любое время. Проезд на автобусе стоит примерно 20 реалов ($4) за час езды.


В Бразилии действует blablacar, и пользуется определенной популярностью. Я один раз им воспользовался, так как очень не хотел рано вставать, чтобы ехать из Салвадора в Аракажу. Как часто бывает с этим сервисом, не обошлось без приключений - двое водителей мне не ответили, третий отменил поездку, но все же передал контакты другой машины, на которой я в итоге и добрался.

По реке Амазонке можно путешествовать на корабле. Пассажирские рейсы есть и по крупным притокам, вплоть до границ с Перу и Колумбией. Основной маршрут пролегает между Манаусом (главный город Амазонии) и Беленом (берег океана, дельта Амазонки). Я проехал чуть меньше половины этого маршрута от Манауса до Сантарена. Проезд стоит 200 реалов (за 30 часов), это если ехать на палубе в гамаке (который нужно заранее купить). За 400 реалов сверху можно ехать в относительно комфортной каюте с душем и кондиционером.


Наконец, аренда автомобиля в Бразилии также возможна. Теоретически в Бразилии требуются международные права, но по факту у меня их не спрашивали. В Бразилии, несмотря на близость Америки, довольно распространены машины с механической коробкой передач, например, большинство таксистов ездят на мешалке. В прокате есть и механика, и автомат, и автоматы стоят несколько дороже - примерно 130 реалов в день против 100. Я арендовал в Alamo (как и в прошлый раз в Америке), которая в Бразилии работает под брендом Unidas. Страховки тут оплачиваются отдельно, примерно 10 реалов в день за CDW (КАСКО) и 15 реалов в день за Liability (ОСАГО). В отличие от Европы и США, где добавление второго водителя может чуть ли не удвоить цену, здесь это стоит всего около доллара в день.
Бензин в Бразилии не дешевый, в отличие от США: около 5 реалов за литр. Из-за этого бензин стал существенной статьей расходов: за трехдневную поездку я заплатил около $100 и чуть больше $50 за бензин (в США расходы на бензин были пренебрежительно малы). Правила дорожного движения стандартные, движение по правой стороне. Скоростной режим почти никто не соблюдает, как в России, особенно вне городов (где по умолчанию лимит 90 км/ч, и временами любят посреди ничего поставить неровность с лимитом 30). Я ездил только в Бразилиа и окрестностях, где широкие дороги, и парковки много и бесплатно. Если вы решитесь поехать в крупный город типа Рио или Ресифи (сомнительное предприятие, как по мне), парковка будет платная. Бывают неофициальные парковщики, собирающие оплату за стоянку, как в Индонезии.



Транспорт городской
Основным транспортом в Бразилии у меня было, как ни странно, такси. Здесь действуют приложения Uber (международное) и 99 (местное). За три месяца в Бразилии я ездил на такси больше раз, чем в России за 30 лет. И дело не только в безопасности и скорости - такси получается по цене не сильно дороже автобуса, если ехать даже вдвоем. Стандартно поездка по городу минут на 20 стоит 10-15 реалов ($2-3), во многих городах за эти деньги можно даже доехать до аэропорта. Когда проезд на автобусе с человека стоит 4-5 реалов, выбор очевиден. Такого дешевого такси нет даже в российской провинции, не говоря о Москве, где меньше чем за 200 рублей даже в соседний дом не доехать.
В Сан-Паулу такси несколько дороже, чем в других городах.
Если торопиться некуда, можно воспользоваться общественным транспортом. Метро есть в следующих городах: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Салвадор, Бразилиа, Белу-Оризонти, Порту-Алегри. Во всех, кроме Сан-Паулу, максимум 2 линии, но они тоже могут быть полезны. Например, в Салвадоре можно доехать в центр из аэропорта, в Ресифи аэропорт находится в конце одной линии, автовокзал - в конце другой, а начинаются обе в историческом центре. В Рио-де-Жанейро метро проходит вдоль побережья через все основные места: центр, Лапа, Ботафогу, Копакабана, Ипанема, Росинья, Тижука. Формально линий 4, но по сути линия 4 начинается, когда заканчивается линия 2 (в 2013 году линии 4 еще не было), а разделяются линии на севере, где туристам смотреть особо нечего. Проезд на метро стоит 4-5 реалов, в Рио-де-Жанейро в конце мая подорожал до 5.80 за однократный билет.


На автобусе проезд тоже стоит 4-5 реалов (суммы везде отличаются немного разным количеством сентаву). Маршруты есть в Google Maps и в приложении Moovit, лучше использовать последнее, так как там более точная информация. В бразильских автобусах на входе стоит очень неудобный турникет, даже более жесткий и неудобный, чем были в Москве. В 2013 году стандартно возле входа сидел человек, которому надо было платить, сейчас такое осталось еще кое-где (в Белене, Сантарене), но в большинстве городов внедрили транспортные карты. У местных почти у всех они есть, так как дают сильную экономию при поездках с пересадкой. Из-за этого у водителя может не быть сдачи, один раз я даже дал 5 реалов другому пассажиру, чтобы он меня пропустил.



Еда
Бразилия - очень интересное место в плане еды, не менее экзотичное, чем Восточная Азия. Здесь есть немало уникальных фруктов и овощей, которые не встретить на других континентах. Большой простор для исследования.


Можно пробовать некотоыре экзотические блюда, ингредиенты к которым вы вне Бразилии вряд ли достанете, как например амазонские суп tacaca':


Супермаркеты встречаются достаточно часто, есть даже сети из Европы (Dia, Carrefour). Цены там приемлемые, продают много видов сочного мяса, но поскольку еда в ресторанах недорогая, я разленился и не готовил, кроме периода локдауна в Ресифи.

Чтобы поесть, самый бюджетный вариант это ланшерия (lancheria). В таких заведениях продают бургеры, бутерброды и обеденные блюда (Prato executivo). Как правило, блюдо это какое-то мясо либо рыба, плюс гарнир, очень много гарнира: неизменные рис, фасоль, крошки (farofa), салат, помидор, иногда маниок или обычная картошка. Поесть в ланшерии стоит в районе 10-15 реалов, максимум 25, если там очень много мяса. Обычно ланшерии работают только днем, но в оживленных местах типа Копакабаны могут и до вечера работать.




Уровнем повыше будут рестораны. Там еда поразнообразнее и немного изысканнее, хотя гарниры тоже будут обязательно. Поесть в ресторане не сильно дороже, где-то 20-30 реалов. Многие из них тоже работают только днем на обед.


Вечером поесть может быть проблемой, особенно сейчас, когда часов в 9-10 все должно закрываться. Вообще вечером чаще всего работают рестораны с грилем (churrascaria), а также бары, где упор скорее на пиво, чем на еду (но поесть там тоже можно). Одна из фишек Бразилии это рестораны с безлимитом (rodizio), где платишь за вход, а внутри официанты ходят по залу и разносят только что пожаренные куски мяса на шампурах. К сожалению, такие рестораны встречаются намного реже, чем хотелось бы, и не все работают сейчас. Так, в Бразилиа я так и не смог найти приемлемый, был только один работающий, но очень дорогой (150 реалов за вход). Так что на настоящее родизио я попал только один раз в Масейо, где вход стоил 45 реалов.


Альтернатива безлимиту - рестораны, где оплата за килограмм (buffet/kilão). Можно накладывать, что угодно, включая мясо, и платить за вес, обычно от 50 до 70 реалов за килограмм (есть более дешевые, но они обычно не прикольные). В Сан-Паулу я постоянно ходил в такой, там был гриль той же степени элитности, что и в родизио, плюс всякие прочие небанальные штуки типа сашими из лосося, карпаччо, севиче и.т.п.


Фаст-фуд довольно часто встречается в виде тележек, продающих бургеры, тапиоки (жареные блины) или пастел (хрустящий чебурек). Есть также и стандартные международные сети. Обед в McDonald's с Биг Маком стоит около 30 реалов, лучше брать двойной Биг Мак, потому что он только на пару реалов дороже. А еще лучше вдвоем брать два Биг Мака (или других больших бургера) за 18-20 реалов, это получается по цене, как в России.


Бразилия славится свежевыжатыми соками, я почти всегда брал к обеду какой-нибудь сок. Даже в заштатной ланшерии будет штук 5 видов сока, а в уважающей себя будет видов 20 из разных фруктов. Некоторые фрукты, такие как купуасу или кажа (он де тапереба) лучше пробовать в виде сока, а не в чистом виде. Сок при этом стоит дешево - 6-10 реалов за стакан, независимо от фрукта. Можете представить где-то еще свежевыжатый сок за 1-2 доллара?
Отдельный вид искусства это асаи - своеобразное мороженое или смузи, сделанное из замороженных ягод асаи, растущих в Амазонии. Под асаи часто бывают специальные заведения, которые на нем специализируются, но можно купить его и в супермаркете в отделе мороженого. Большой пол-литровый стакан асаи стоит реалов 15, если в чистом виде, а разбавленные молоком или водой будет дешевле.
Кстати, настоящий вкус асаи другой, более терпкий и менее фруктовый. Его можно попробовать только в Амазонии, потому что чистый сок не хранится больше нескольких часов.



Интернет
В Бразилии четыре основных оператора: Claro, Tim, Vivo, и Oi. Цена на интернет достаточно низкие, но основная засада в том, что иностранцу очень сложно купить сим-карту без CPF (бразильского номера налогоплательщика). В Сан-Паулу в центре я обошел все офисы операторов (в аэропорту сим-карты вообще не продаются), и продать мне согласились только в Oi, где продавец просто зарегистрировал симку на себя. Тариф у меня был 50 реалов в месяц (меньше $10) за 15 гигабайт интернета + звонки. У Oi других предоплатных тарифов и нет, а у других операторов можно взять меньше интернета за меньшие деньги.
Хорошим решением этой проблемы является, собственно, получение CPF. Его выдают и иностранцам, и с недавних пор можно получить удаленно. Инструкция ЗДЕСЬ.

Безопасность и прочее
Одним из ключевых в Бразилии является вопрос безопасности. Это страна с высоким уровнем преступности, многие крупные города входят в топ по числу убийств, а туристы могут также стать жертвами ограбления, в том числе вооруженного. Нужно понимать, что абсолютная вероятность серьезных неприятностей достаточно маленькая, но в сравнении с другими странами она намного выше. Это значит, что бояться и трястись, как осиновый лист, не надо, но и пренебрегать здоровыми мерами безопасности не стоит.
В Бразилии чем больше город, тем он опаснее в среднем. Это важное отличие от России, где в Москве и других больших городах совершенно безопасно, а встретить гопников можно только в маленьких моногородах и поселках. Тут наоборот, мелкие города намного безопаснее. Все, у кого нет работы, и есть желание промышлять разбоем, едут в большие города, где есть, во-первых, много потенциальных жертв, во-вторых, дешевое жилье в виде фавел, в-третьих, нелегальная работа в теневом бизнесе. Какие конкретно города самые опасные, меняется со временем. Скажем, в 2013 на первом месте был Масейо, а сейчас это Натал. Рио-де-Жанейро по числам не в самом топе, но это единственный город, где много иностранцев, на которых специально могут обращать внимание.


После наступления темноты желательно на улице не появляться, особенно в офисных и торговых районах. Хотя в Сан-Паулу и Рио я это правило постоянно нарушал, но гулял только по знакомым людным местам - у пляжа Рио, в центре Сан-Паулу. Везде, где безлюдно, лучше просто так не ходить. Воскресенье - это еженедельное бедствие в Бразилии. Все закрыто, на улицах шаром покати, ходить очень неуютно, особенно по центру города. Старайтесь планировать маршрут так, чтобы в воскресенье быть в маленьком городе или на пляже, если оказываетесь в большом городе, не рассчитывайте его посмотреть в воскресенье, лучше добавьте еще один день пребывания.
Передвигаться на такси полезно, особенно в/из автовокзалов, которые как правило в плохих районах. В принципе насчте общественного транспорта я не параноил, но за исключением метро пользовался им не часто, так как такси дешево.
Перед поездкой я купил новый телефон, специально выбрав модель с достаточно хорошей камерой, и в тех местах, где было некомфортно, фотографировал на телефон, чтобы не привлекать внимания. В туристических, людных местах, вне городов снимал, как обычно, на зеркалку.

Самый опасный район Сан-Паулу, куда не стоит соваться даже днем

Медицина в Бразилии имеется государственная для всех, в том числе базовое лечение могут получить и иностранцы, так что можно не бояться разориться, сломав ногу.
Я сделал в Бразилии прививку от желтой лихорадки. Это болезнь, которая есть в Амазонии и Африке, в Африке многие страны требуют сертификат о прививке для въезда. В Южной Америке некоторые тоже требуют, например, для въезда в Панаму из Бразилии нужен. В Москве эту прививку можно сделать только в одном месте, а в Бразилии где угодно и даже бесплатно. Мне дали карточку вакцинации, по которой позже я в аэропорту Ресифи получил сертификат на английском. В аэропорту Сан-Паулу эти сертификаты больше не выдают, висит объява с советом получить самому через местный сайт типа "госуслуги", либо в каких-то больницах в городе.
По коронавирусу в Бразилии мер сильно больше, чем в России. Главное, тут обязательно носить маски даже на улице, хотя по факту это все же не Европа, стучать на вас не будут, и предъявлять вне помещений тоже. Полицейские сами часто в числе самых безмасочных. Также вводятся и другие меры, отличающиеся от штата к штату и даже от города к городу. Самые частые меры это закрытие магазинов и ресторанов не позже часа Х (хорошо, если 9 вечера, а бывает, что и 5), комендантский час где-то в районе 11 или полуночи (который все равно никто не соблюдает, в Сан-Паулу был в 8 весь апрель, и даже кое-какие рестораны работали). В жестком случае бывает типа-локдаун, как я попал в конце марта - начале апреля на пике второй волны, когда рестораны работают только на вынос, непродовольственные магазины из-под полы, а пляжи закрыты. Также в Бразилии не работают концерты, театры и прочие массовые мероприятия. Достопримечательности в некоторых местах работают с ограничением на число посетителей.
Розетки в Бразилии европейского типа, но почти все они узкие, так что если у вас вилка круглой формы (как у большинства крупных девайсов типа ноутбуков), придется купить переходник реалов за 5. Как я понял, такие розетки стали устанавливать сравнительно недавно (в 2013 году у меня не было проблемы с подключением), поэтому переходники найти в продаже довольно легко.

Что посмотреть
В Бразилии 26 штатов + столица (федеральный округ). Из них я был в 19.


Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана - три южных штата, где я был в 2013 году. Здесь находятся водопады Игуасу и немало курортов, включая Флорианополис.


Сан-Паулу - самый большой город южного полушария. Тут немного достопримечательностей, но много всяких развлечений и хороших ресторанов. Также можно съездить к побережью в Сантус или более дальние курорты типа Убатубы.


Рио-де-Жанейро - хрустальная мечта моего детства. Самый живописный мегаполис в мире.


В этом же штате волшебный город Парати.


Эспириту-Санту - похоже на Рио пейзажами и пляжами.


Минас-Жерайс - старинные города, где я был в 2013 году.


Мату-Гроссу и Мату-Гроссу-ду-Сул - как следует из названия, большой лес в глубине материка. Тут находится Пантанал - регион с большим количеством дикой природы.


Бразилиа и штат Гойяс - каньоны, водопады, прохладная погода, столица, построенная с нуля по плану.


Баия, Сержипи, Алагоас, Пернамбуку, Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти - ближе всего географически к Европе, старинные города (Салвадор, Олинда, Сан-Кристован), и много пляжей на берегу океана.


Пара и Амазонас - джунгли Амазонки


Из оставшихся 8 штатов четыре это группа на северо-востоке (Сеара, Пиауи, Мараньян, Токантинс), последний крупный кусок Бразилии, куда у меня не было времени и сил съездить в этот раз. Там есть исторический город Сан-Луис и национальный парк Ленсоис-Мараньенсис.
Еще четыре маленьких штата на севере по краям Амазонии (Амапа, Рорайма, Рондония и Акри). Первые два я точно посещу, если поеду когда-нибудь в Гайану, Суринам и Французскую Гвиану.


Итого
Расходы на двоих получились примерно такие:


Понятно, что тут сыграло роль большое количество перелетов по всей стране. А так путешествовать по Бразилии можно легко с бюджетом $30-40 в день.
В целом путешествие вышло отличным, после долгого вынужденного перерыва было прекрасно снова съездить в длительную поездку, я увидел много нового и интересного, и не поимел никаких серьезных проблем.

Tags: Бразилия, деньги
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments