Михаил Голубев (mg5642) wrote in ru_travel,
Михаил Голубев
mg5642

Поход по среднегорью и башенным комплексам Ингушетии весной 2021 г. День 2

Продолжу технический фото-отчет о соло-походе по горам Ингушетии в конце марта - начале апреля 2021 г.

Начало (часть 1) тут (в том числе логистика и территориальные ограничения)

Сегодня - про второй день похода, когда я посетил или посмотрел со стороны ещё 8 интересных башенных комплексов и полюбовался Скалистым хребтом и не только...

Напомню, что довольно исчерпывающе маршрут описан на "карте-отчете":

(движение с востока на запад ("справа налево") - от района Цори до Военно-Грузинской дороги)

День 2. 26 марта

От коша (см. 1-ю часть отчета) возвращаюсь на основную дорогу под Скалистым хребтом и по ней иду в общем западном направлении к следующим целям - башенным комплексам Мусиево, Меллер:

По пути встречаю родник, в месте, отмеченном на космоснимке выше. Но рядом с ним площадок нет. Ближайшая - в районе Мусиево.

С рюкзаком спускаюсь с дороги к Мусиево, по пути заодно фотографирую "для галочки" комплекс Ангеты. От места ночевки до Мусиево 1,5 часа с остановками на фотографирование и общение с пограничниками.

Б/к Ангеты.

Б/к Мусиево.

В Мусиево оставляю рюкзак и по пологим травянистым склонам хожу вниз в комплекс Меллер с великолепной башней. Но и другие постройки комплекса хороши:

Одно из строений Меллера.

Меллер. Боевая башня. Вдали справа башня Керби.

Была идея пройти линейный маршрут (с рюкзаком) через Мусиево, Меллер и далее через Керби вернуться на дорогу в районе Нийкоте по хребту с тропами - пурпурные стрелки на космоснимке:

Но что-то в этот день было лениво. Решил, что хватит фото Керби издалека, а в Нийкоте пройду верхней дорогой. Благо она красивая, а проехало за день 2 машины, считай безлюдная.

Башня Керби от Меллера.

Думаю, в следующий раз пройти именно кольцо Меллер-Керби-Нийкоте. Там красивые ущелья и сосновые леса, но существенный сброс-набор высоты. К тому же требует изучения проход ниже боевой башни Меллера вниз через балку к Керби...

В общем, от Меллера я вернулся к Мусиево и на дорогу. Прогулка в Меллер заняла 2 часа неспешного ходу и с фотографированием. Вернувшись на дорогу, пошел дальше на запад под Скалистым хребтом. В месте, указанном на космоснимке выше (правый "кранчик с водой"), у развалин старого коша нашел родниковый ручей. Поднялся выше вдоль него почти до истока из-под скал. Заметил, что есть площадки. Так что неплохое место для ночевки на будущее:

Далее по дороге дошел до Нийкоте за полчаса:

Этот комлекс сильно разрушен. Есть родник в виде небольшой ванны в искусственном (и искусно сделанном) гротике из камней, куда не пролезают коровы. При необходимости можно набрать воды. Рядом есть площадки. А также вагончик для укрытия от непогоды - только неизвестно, открыт ли он. (Все важные объекты отмечены на интерактивной карте в начале каждой части отчета).

Итак, уже просмотрены башенные комплексы Ангеты, Мусиево, Меллер, издалека Керби, и вот теперь Нийкоте. Если "рябит в глазах" от названий, напомню, что лучший ресурс по географии башенных комплексов и прочих объектов горной Ингушетии - на сайте http://openkavkaz.com/map

Нийкоте:

От Нийкоте продолжил путь по дороге к "must see" объекту - башенному комплексу Ний:

К сожалению, погода была пасмурная, и хорошо заснять комплекс не получилось. Но все равно башни красивые и место чудесное!

Ний.

Район Ния проиллюстрирован на космоснимке ниже:

Западнее башен протекает ручей. С виду чистый, но течет через лошадиные и коровьи лепешки. Где хозяин закрытого (явно ненадолго, куда-то уехал по делам наверно) дома берет чистую воду - не ясно. Так что ночевать в Ние мне не захотелось, пошел дальше вниз по дороге. Попутно, как указано на космоснимке выше, по хорошей тропе, перепрыгнув мутный ручей, поднялся на хребет с отличным обзором на еще одну достопримечательность - непонятно как построенные на неприступном хребте две башни, именуемые "башни двух жён" или "двух соперниц". Легенду легко найти в интернете.

Башни двух жён.

Через 20 минут дороги вниз от Ния выхожу в район следующего крутого башенного комплекса - Пялинг:

Несколько напрягало то, что чистая вода у меня закончилась. Я рассчитывал на ручей, хорошо читающийся на космоснимках в районе Пялинга выше явного пруда:

И да, этот пруд обнаружился:

Но он огорожен неприступным забором с колючей проволокой. Чтобы посторонние не ловили форель, видимо. Ниже плотины из трубы вытекает ручеек - на крайний случай сойдёт. Но зачем, когда в 200 м назад по улице старого города, в фруктовом саду из тянущегося откуда-то из глубины земли шланга течет изумительная родниковая вода? Этот шланг питает два  круглых резервуара типа мини-бассейнов, наверное для форели, но никто не мешает вытащить шланг и налить себе воды. К тому же и у дороги стоит табличка "пейте родниковую воду здесь, она целебная", или как-то так.

Проблема воды была решена. Площадку для палатки же я нашёл на левом берегу ручья, что питает пруд и течет ниже, разделяющего правобережные башни и левобережный "старый город" - так я его назвал, т.к. состоит он из укреплений, бывших ранее жилыми, пусть и укрепленными:

Вечером прогулялся к боевым башням Пялинга на закате...

Пялинг. Боевая башня.

И утром на рассвете.

Продолжение следует... Часть 3
Tags: Кавказ, горы

• Кубинка - полуоткрытый город

С электрички, катавшей меня по БМО, я сошёл в Кубинке. Вряд ли у меня когда-либо возникло бы желание поехать осмотреть этот город специально, но…

• Клин, ч.1 - трассе вопреки

Клин в массах известен хорошо, хотя бы пивом и колбасой. Да и бывали там ну очень многие. До открытия объездной в 2018-м любой сухопутный маршрут…

• БМО. От Столбовой до Кубинки, ч.2, окружная

И так, мы едем по Большой Московской окружной. Позади остался МКАД и бесконечные стройки внутри него, позади остались интересные, но злачные…