Константин Тролль (snus71) wrote in ru_travel,
Константин Тролль
snus71
ru_travel

Category:

Дагестан, Осетия, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария за неделю на авто

Я бы сказал, что последний год модно стало ездить в Дагестан, в частности, и на Северный Кавказ вообще. Фото того же Сулакского каньона до тошноты примелькалось у меня в ленте инстаграмма, не меньше, чем раньше какая-нибудь Эйфелева башня. Я бы сказал, что модно… но заменю «модно» на слово «доступно». В общем, и мы решили на неделю в июне 2021 года скататься в те места. Сильно подробный отчет писать не буду, их и так воз и тележка на всех мыслимых ресурсах в интернет. Просто обозначу крупными мазками маршрут, его достоинства и наши ошибки. Поехали.



Перелет. Санкт-Петербург - Махачкала – Санкт-Петербург авиакомпанией «Россия». Билеты брали за пару месяцев, самые дешевые по 9 тысяч упустили, поэтому полетели по 13 тысяч рублей за человека за туда-обратно без багажа. Да и зачем он в отпуске на неделю. В целом, ну перелет и перелет, без особенностей.
Машина в аренду. Достаточно известная контора. Бронировали также за два месяца, сразу как взяли билеты. Потому что машины в прокат – дефицит в этом новом туристическом российском направлении. Цена вопроса 2500 руб за базовую модель «на автомате». Вполне терпимо. Залог 5 тыс рублей, без проблем возвращают при сдаче машины. ОСАГО свободное, никакого КАСКО нет и в помине, поэтому в аварии попадать категорически нельзя. Насколько модель базовая узнали только за пару дней до прилета, когда сделал контрольный звонок хозяину проката: выбор был из Лада Гранта и кроссовера Changan, олицетворявшего собой всю мощь китайского автопрома. Выбрал китайца. Машина оказалась семилетней и весьма потрёпанной, но с честью выдержала неделю. Большим плюсом оказалось то, что на неё поставлено ГБО, поэтому, во-первых, на топливо потратили в два раза меньше денег, чем рассчитывали, а во-вторых, иметь в машине второй бак – значит не думать о необходимости заправки. Залили полный бак бензина, затем полный баллон газ и поехали. Кончился газ – спокойно едем на бензине до газовой заправки, а финальную часть автопробега преодолели как раз на бензиновом баке, отдав машину пустой, как и хотел автопрокат. Что сказать за сам прокат и хозяина? Получали машину в аэропорту, офис - прямо напротив выхода из него, через автостоянку. Сдавали же в городе, нам было так удобно. Хозяин конкретно потрепал нервы при получении машины, неожиданно заявив, что за пределы Дагестана выезжать нельзя. При том, что на машине стояли кабардинские номера. Чтооооо? А ты, блин, мог об этом сказать два месяца назад по телефону? В общем, в результате краткой перепалки, я пообещал вернуть машину на эвакуаторе за свой счёт, если она поломается и получил добро ехать куда хочу.
Маршрут.
День 0. Берем машину. Ночлег в Махачкале.
День 1. Салтинский водопад - Карадахская теснина – село Гуниб – ночлег в поселке Дубки.
По таймингу этого первого, достаточно тяжелого, дня сразу скажу, что выехав из отеля в 8 утра, мы добрались до Дубков в 17:30 совершенно никакие, чему сильно “поспособствовала” разбушевавшаяся во второй половине дня погода.
День 2. Смотрим Сулакский каньон – катаемся на лодке по водохранилищу – Грозный - ночлег в Грозном
День 3. Башенные комплексы Вовнушки – Таргим – Эгикал – ночлег в Владикавказе.
День 4. «Тропа чудес» - село Цмити (планировали в Даргавский некрополь, но не увидели смысла ехать туда по плохой дороге, в Цмити – всё те же могильники, да и ранее тоже) – замок Шато-Эркен - ночлег в Нальчике
День 5. Чегемский водопад. Ночлег в Нальчике
День 6. Эльбрус и Чегет: канатки «Чегет» и «Эльбрус Азау». Ночлег в Нальчике.
День 7. Переезд Нальчик – Махачкала, перед Махачкалой заезжаем на бархан Сырыкум. Сдаём машину. Ночлег Махачкала.
День последний. Летим домой.
Ошибки маршрута. Нужно было выкинуть один день в Нальчике, потому что Чегемский водопад – это совершенно бессмысленное времяпрепровождение, делать там нечего абсолютно. Вместо этого однозначно нужно было ехать в Дербент, по которому я теперь страдаю. Под большим вопросом день 4, потому что «Тропа чудес» - это настолько тупой развод на деньги, что слов нет, а по Цмити погулять прикольно и виды вокруг сногсшибательные, но надо еще что-то добавлять в маршрут.
Must see маршрута. Конечно, Сулакский каньон. Да, уже примелькавшийся, да, распиаренный, но он правда прекрасен. Эльбрус и Чегет – да, конечно. Тут и комментировать нечего. Бархан Сырыкум – очень интересное место. Башенный комплекс Вовнушки –ворота в Средиземье из фильмов по Толкиену.
Погода. Июнь выдался дождливым, но в целом посмотрели всё, что хотели. Непогода сильно не помешала. Под вечер первого дня ближе к Дубкам попали в невероятный ливень, который спровоцировал оползни и смыл часть дороги в районе Чиркейского водохранилища, где образовалась большая промоина, в которой сразу застряла легковая, маршрутка и грузовик.

Местных это не смутило и они тут же организовали объезд прямо по обочине. Проехали, но было жутковато, честно говоря. Дубки потонули настолько, что по улицам неслись потоки воды и нам пришлось добираться от машины до ресторана вброд по колено в бурном потоке. В эту ночь на той стороне каньона оползни унесли в водохранилище три машины безвозвратно. К счастью, без жертв. Местные нам сказали, что несколько лет не было такого паводка.
Дороги. На удивление достаточно приличные. Верить нельзя никакому навигатору: ни Яндекс, ни Мапс.ми не поспевают за изменениями. Там, где показана грунтовка – по факту отличная асфальтовая дорога, а там, где обещают асфальт, лучше бы была грунтовка. В день обычно проезжали километров 200-250, не напрягаясь. Только последний рывок Нальчик – Махачкала с заездом на бархан был в районе 400 км и занял у нас семь часов чистого времени: с восьми утра до трёх пополудни.
Проблемные участки по состоянию на июнь 2021 года:
- любая дорога от Гунибской ГЭС до Карадахской теснины – это грунтовка. Мы выбрали «верхнюю» дорогу, потому что по дороге непосредственно от ГЭС шел ремонт и было видно, что там ехать проблемно. Поэтому отвернули вот тут 42.4435, 47.0152, в результате попали на 20 километров хреновой безлюдной грунтовки с ямами и средней скоростью не более 40 км/ч. На незнакомой машине ехать было некомфортно. Думаю, что лучше бы поехали от ГЭС.
- Хасавюрт – одна большая пробка, что туда, что обратно. Шоссе идёт через город, оно однополосное и убито напрочь. По факту все едут в три полосы, включая обочину, но несмотря на это можно смело закладывать час на преодоление города.
- Дорога от платного въезда в национальный парк вот тут 42.8319, 44.9316 до башенного комплекса Вовнушки – 10 километров вполне приличной грунтовки.
- дорога от шоссе до бархана Сырыкум – четыре километра весьма посредственной грунтовки.
Все остальные дороги – асфальт разной степени качественности от весьма убитого в Дагестане и Осетии до супер-шоссе в Чечне.
Бензин, газ, заправки. Наши привычные сетевые заправки совершенно отсутствуют, поэтому заправляться можно в принципе где угодно, избегая только заправок в горах (об этом строго предупреждают в прокате) и совсем уж стрёмных одноколоночных вариантов.
Отели. Почитав и послушав отзывов о поездках, решили ночевать в столицах республик и нисколько не пожалели. В городах можно найти приличные отели за относительно небольшие деньги, а вот в селах … удобства и сервис за те же деньги оставляют желать лучшего. Впрочем, были и исключения. Отели само-собой смотрели с бесплатной парковкой для авто. Большинство бронировал на букинг.ком. Конкретика:
- Махачкала, отель «Лорд» (42.9643, 47.5443). Ночевали два раза – по пути туда и обратно. Цена вопроса 2160 руб за базовый номер. Это с вполне приличным завтраком. В первую ночь отель жутко не понравился: хамоватая администратор, поселили нас на первом этаже, полночи мимо бродили полупьяные гости, номер фактически без кондея и так себе по удобствам. По пути начали искать на крайнюю ночь что-то другое и поняли, что этот вариант еще очень неплох для Махачкалы: остальное либо сильно дороже, либо по отзывам еще хуже. Тем более, что машину нужно было сдавать недалеко от него. Оставили всё как есть и не пожалели. Во второй раз нас поселил в номер «комфорт» на третий этаж и тут было всё гораздо приличнее. Так что могу рекомендовать, но не первый этаж.
- Дубки. Снимали на ночь квартиру через Авито вот у этих хозяев всего за полторы тысячи рублей. Вносил предоплату 500 рублей на карту за месяц до поездки. Всё было супер! Сами хозяева в Дубках не живут, встречает и провожает гостей их престарелая тетя. Квартира двухэтажная. На первом этаже санузел, кухня, гостиная, на втором спальня. Выход в собственный сад-дворик. Чисто, всё новое, только в этом году начали сдавать. Всё необходимое есть. До самой лучшей смотровой на Сулакский каньон – буквально 50 метров. В общем, рекомендую крайне!
- Грозный, отель «Городок» (43.3346, 45.6886), цена вопроса 3300 руб. Найти недорогое и качественное жильё в Грозном – большая проблема. «Городок» - полностью отвечает этим требованиям. Хороший трёхзвездочный отель без всяких проблем. До центра столицы – 20 минут пешком. А кроме центра в Грозном смотреть нечего. При отеле есть небольшое кафе, где проходит завтрак (весьма базовый, кстати) и где за тысячу рублей вечером на двоих мы так вкусно наелись, что еле доползли до номера.
- Владикавказ, с отелями тут неожиданно очень плохо, поэтому через boooking.com забронировал квартиру на Ростовской, 14 Цена вопроса 1700 руб, тут немного тупанул: можно забронить на букинге, получить тем самым телефон хозяйки, отменить бронь и договариваться с ней напрямую, будет явно дешевле. Квартира хорошая, не убитая (что обычно для такого рода жилья, за что я его и не люблю), могу смело рекомендовать: самый центр города, рядом городской рынок (зайти две причины: сыр и фрукты). Саму хозяйку в глаза не видели, всем заправляет её соседка: такая классическая еврейская бабулька тётя Сима.
- Нальчик, отель «Нальчик Холл» (43.5116, 43.6196). Цена вопроса 3570 руб за номер «комфорт». Вариант для тех, кто на авто, так как расположен на выезде из города. Номер в правда шикарный, прям на твёрдые четыре звезды. Ресторан хороший, любой заказ по меню принесут бесплатно в номер. Но рекомендовать не могу. 1. Все номера выходят на шоссе, которое в 50 метрах. Поэтому спать лучше только с закрытыми окнами – шумно. 2. Еще хуже, если вам попадутся не тихие соседи, слышимость между номерами ужасающая. Нам повезло и соседи были только одну ночь. 3. Завтрак хороший, это факт. Позиционируется с 7 утра, но в 7 утра он никогда не готов, а вам надо уезжать, у вас планы и всё такое. В общем, нет, лучше поискать что-то другое.
Еда, кафе и рестораны. Вкусно, нажористо, недорого. Само-собой всяческие пироги со всеми мыслимыми начинками. В Дагестане это чуду, например, с творогом, которые мы брали на утро на завтрак с собой в Дубках. В Кабарде это далян и хычин. В Осетии – кутаб. В общем, количество мучного в той поездке зашкаливало. В Чечне рекомендую попробовать местное блюда галнаш, это отварное мясо (баранина или кура) с мучными клецками. В принципе, все посещенные кафе и рестораны рекомендую
По конкретике:
Махачкала, ресторан «Сыроварня» по франшизе Новикова. Находится прямо напротив отеля «Лорд». По местным меркам недешево, отдали аж две тысячи рублей на двоих за ужин. Но оно того стоит.
Дубки, кафе «Худум» (43.022, 46.8336). Собственно, вечером больше ничего и не работало, так что выбора нет. Ужин на двоих плюс два «чуду» с творогом с собой – 1200 рублей.
Грозный, кафе при отеле «Городок». Ужин на двоих 1000 рублей.
Владикавказ, ресторан «Лукум» (43.0313, 44.68), ужин на двоих 920 рублей.
Нальчик. Ужин в ресторане при отеле «Нальчик-холл». 1200 рублей на двоих. Два раза ужинали в ресторане «Redberry» (43.4788, 43.5858) - 1100-1300 рублей на двоих. Тут не все блюда однозначны, рекомендую хычины, баранью корейку, курицу. Мой отзыв есть на Гугле.
Достопримечательности по порядку следования.
Салтинский водопад (42.3894, 47.067). Парковка вдоль дороги, не промахнетесь, там все паркуются. От дороги пара сотен метров. Не ожидайте водопада, его там фактически нет. Зато есть прикольная дырка в скале. На осмотр достаточно полчаса. Никаких денег за вход с нас никто не просил.

Гунибская ГЭС (42.4316, 46.9867).

Попали во то время, когда был открыт сброс воды. Красиво.

Село Гуниб. Хорошие виды. Нужно забраться на машине на верхнюю смотровую точку

(42.3888, 46.9577). Уже позже узнал, что в Гунибе есть еще и крепость. Неожиданно. Мы не посещали.
Карадахская теснина. Парковка на дороге (42.4637, 46.8878). Готовьтесь на полтора часа времени, потому что полчаса шлёпать от дороги пешком в одну сторону. В принципе, место достойно посещения. Чем-то напоминает немного ущелье в Петре, да и на Кипре есть похожий каньон. На фото моя тушка чисто для оценки масштаба.

Сулкаский каньон. Лучшая смотровая тут 43.0211, 46.825. Она нелегальная и забрана оградой с надписью «Вход воспрещен» и с дыркой в ней.

Строго необходимо спуститься вниз на скалу.

Далеко внизу на той стороне каньона видны последствия вчерашнего дождя

С официальной смотровой площадки (43.0169, 46.8329) виды уже не те.
Катание на скоростных катерах по Чиркейскому водохранилищу. Точек, где катают вокруг водохранилища, несколько. Мы катались вот отсюда 42.9921, 46.9057, как наиболее многолюдное. Как выяснилось, покататься отдельной парой туристов не так и просто. Приезжают группы автобусами и вписаться отдельно весьма сложно, а таких же самостоятельных туристов почему-то не было. Свободные лодки и желающие покатать есть, но цены. Три тысячи рублей за полчаса покатушек до ближайшего мини-каньона и обратно. Да, в катер влезает до 20 человек и если поделить эти три тысячи на двадцать, то получаются вообще копейки. Но на двоих звучит как-то затратно. В результате, прождав полчаса, поделили пополам лодку с такой же страждущей парочкой.
Грозный. Мечеть «Сердце Чечни». Ну вдруг кто не был в большой мечети. Тогда вам туда.

Плюсом еще погулять по центру. Зайти в небоскреб в Грозный-сити (43.3148, 45.6978)

и подняться за сто рублей с человека на смотровую площадку на крыше.

Фотографировать резиденцию Кадырова оттуда нельзя (а она занимает половину центра Грозного), но подивиться можно. В остальные две стороны виды такие



Три-четыре часа на всё про всё в центре Грозного более чем достаточно.
Башенный комплекс Вовнушки (42.8007, 44.995). Дорога от поворота с трассы на Нестеровскую прекрасная. Въезд 150 рублей, отдаётся военизированной охране в будке у шлагбаума (тут 42.8318, 44.9316), взамен даже дают кассовый чек. Дальше примерно 10 км грунтовки. По пути можно остановиться и дотопать пешком до еще одного небольшого комплекса Тхаба Ерды (42.8092, 44.9395). От дороги кажется, что недалеко, но в горах расстояния обманчивы, тем более идти в гору, так что закладывайте минут 40 всего. В стороне от дороги стоят еще несколько комплексов: Таргим, Йовли. Но туда уже не стали добираться: долго, да и они плюс-минус все одинаковы. Посещение Вовнушек строго обязательно. Не из-за самих башен, а из-за их шикарного местоположения. Можно подняться на сами башни, на правую есть несложная тропа, но классный вид именно с подножья.

Сегодня вокруг весь день вот такие пейзажи

Башенный комплекс Эгикал (42.8342, 44.9253 - съезд с шоссе, был перекрыт шлагбаумом, просто оставили тут машину и дошли пешком по грунтовке, там рядом). Фактически тут остатки деревни, по которой можно вволю поползать, чтобы уже дальше не останавливаться, они все одинаковые.

Дальше по пути к Эрзи будет хороший вьюпоинт на горы (42.8202, 44.8311).

Боевые башни Эрзи (42.8036, 44.7595). Они где-то высоко и далеко от трассы. С дороги их видно, но ползти вверх не хотелось абсолютно.

По таймингу этого дня скажу так: выехав в 8:15 из Грозного, в 10:30 мы были у шлагбаума к Вовнушкам, в 14:00 отруливали от Эрзи, а в 14:45 уже были во Владикавказе.
«Тропа чудес» (42.8806, 44.3253). Сто рублей с человека. Упаси боже вас туда зарулить. Тупой деньгосъем за ничего. Проезжайте мимо.
Портрет Сталина на скале (42.8867, 44.3412). Если не было бы обозначено на карте, то не заметили бы, конечно.

Село Цмити (42.8379, 44.2909). Точнее, остатки старого села. Еще одна возможность вволю походить по развалинам, в том числе и позаглядывать в склепы, где лежат останки похороненных. Осторожно, в траве есть змеи.

Даргавский некрополь. Насмотревшись Цмити решили не ехать туда по грунтовке.
Замок Шато-Эркен (43.5932, 43.81988). Въезд 50 рублей с человека охраннику. Парковка на территории. Замок какого-то местного богатея. Владелец уже умер, родня, видимо, не особо понимает, что теперь с этим счастьем делать. Заехать интересно, замок снаружи на самом деле впечатляет. Внутри, как пишут, нет ровно ничего интересного.

Чегемские водопады. Грусть и тоска. Потерянный день. Тонкие струйки стекают со скал. Рядом огромный рынок всяческого турбарахла и толпы несчастных организованных туристов. Дальше оп дороге может и есть чего интересного, но асфальт тут заканчивается и ехать по грунтовке у нас настроения не было .

Эльбрус и Чегет. Одним днём из Нальчика. Собственно, на Эльбрус есть две канатные дороги: старая и новая. У каждой есть четыре точки-остановки, через которые они проходят: “Азау” - это начальная станция. “Старый Кругозор”, “Мир” и, наконец, “Гарабаши” - высота аж 3888 метров, где в середине июля еще вовсю катались лыжники. Дальше можно договориться подняться еще метров на триста на ратраках - таких снегоходах на гусеницах. На новой канатке на всех трёх отрезках - кабинки на максимум шесть человек, где фактически вы всегда едете отдельно, желающих не так уж и много.

На старой канатке на первых двух отрезках большие кабины человек на 20,

а финальный отрезок - кресельная канатка. Варианты подъема отличаются по стоимости. Новая канатка стоит 1400 рублей за туда-обратно, старая же 600 рублей два первых отрезка плюс 200 рублей за “креселку”, итого 800 рублей. Мы были нацелены на новую, конечно. По приезду без проблем поставили машину внизу на стоянке (43.2665, 42.48005) за 100 рублей. К нам подошел местный ушлый тип и говорит: “А хотите дам два ски-пасса, а вы мне по тысяче рублей и воспользуетесь новой канаткой, сэкономив 800 руб на двоих?”. Хотим, конечно, только доверия к тебе, друг, как-то нет. Хорошо, говорит, вы карточки берите, а деньги отдадите мне потом, как спуститесь, раз нет доверия. Так и сделали, всё прошло отлично. Экономия удалась.
Ехать на Эльбрус строго необходимо: где еще вы так бодро подниметесь до высоты почти четыре километра с шикарным видом на знаменитую вершину.

Кажется, что вот она рядом, двойная вершина. Но лишь через увеличение объектива видны маааасенькие фигурки людей, ползущих вверх.

Не менее знаменита кафешка

Второй пункт программы: Чегет (43.2451, 42.5227). Тут кресельная открытая канатка с одной остановкой. Стоимость 900 рублей за подъем-спуск. Недешево. Припарковались на дороге тут 43.2467, 42.5244. Моя мама скидывала мне фото начала 80-ых прошлого века, где она на этой самой кресельной дороге на Чегет. Могу сказать, что за 40 лет с виду не изменилось ровно ничего.
[url=https://yapx.ru/v/OCoBA]
С верхней точки чудесный вид на Эльбрус сбоку. Пришлось немного подождать пока разошлись облака.
[url=https://yapx.ru/v/OCoBC]
По таймингу этого дня могу сказать следующее: выехав из отеля в 7:30, в 9 утра уже были в Азау, а в 15:30 уже были обратно в Нальчике.
Бархан Сырыкум. 43.0027, 47.238 - координаты стоянки. Сколько помню, сняли у нас за неё 100 рублей. Вход на сам бархан стоит странную сумму в 128 рублей с человека.

Территория облагорожена мостками, по которым до верха бархана идти минут 10. В теории по бархану ходить нельзя, что успешно игнорируется всеми туристами. Локация посещения определенно стоит. Неожиданно обнаружить на Кавказе пустынный пейзаж.

Как итог поездки: вкусно, недорого, красиво, нужно внимательно подходить к выбору места проживания и посещаемых локаций, далеко не все они стоят того.
Tags: Дагестан, Осетия, Россия, Северный Кавказ, Чечня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments