Михаил Летуев (nord_traveller) wrote in ru_travel,
Михаил Летуев
nord_traveller
ru_travel

Categories:

Ржев: железнодорожное наследие

Страница 1. Станция Ржев-II-Балтийский
Эта серия путевых заметок будет посвящена Ржеву – городу на Волге, одному из первых получившему звание «Город воинской славы», важному железнодорожному узлу. Заглянем в железнодорожный музей в здании вокзала Ржев-II, музей «Ставка Сталина», а также попробуем выяснить, где в Тверской области растёт самый большой борщевик.


Во Ржеве я был около месяца назад. До этого - в августе 2018-го, когда ещё не построили ни Мемориал советскому солдату, ни одноимённый остановочный пункт. Впрочем, до самого мемориального комплекса я так и не дошёл, поэтому в данной подборке его не будет. А будут вокзалы, поезда, городские и сельские пейзажи.








Начну с воспоминаний трёхлетней давности. Проведя почти целый день в Музее железных дорог России Санкт-Петербурга, я вечером выехал во Ржев.

Московский вокзал. На часах 20.44, до отправления скорого поезда №87 сообщением Петербург – Смоленск двадцать минут. Вагон мой, как и в 608-м Ярославль - Петербург, на котором я тогда прибыл в северную столицу, второй от головы. Тоже межобластной и, как позже окажется, пойдёт только до Ржева. Уже прицепили локомотив – ЭП2К-220, электровоз пассажирский, тип второй, коллекторный тяговый привод. Первый российский магистральный пассажирский электровоз постоянного тока, призванный заменить парк изношенных и морально устаревших «чехов».

Электровоз ЭП2К-220 со скорым поедом №87 Санкт-Петербург – Смоленск




Вагон заполнен примерно на две трети. Первая длительная стоянка – 40 минут – в Бологом. Здесь происходит смена локомотива, вместо электровоза дальше состав потянет тепловоз ТЭП70-0362. После станции Шлюз (правильно она называется Лихославль-Парк-Шлюз) поезд с главного хода Октябрьской железной дороги уходит вправо на линию Лихославль – Ржев – Вязьма. Затем пятиминутная стоянка в Торжке. Здесь заканчивается контактная сеть, впереди тепловозный ход.

Почему смена локомотива происходит в Бологом, хотя до станции стыкования родов тяги ехать ещё два часа? Наверное, тому есть своё объяснение, не совсем, может быть, понятное, нам – пассажирам. Раньше-то «лошадку» меняли в Торжке. Когда движение через эту станцию было более оживлённым. И депо на ней действовало. Сейчас оно закрыто. А поезд №87/88 – единственный пассажирский, который идёт через Торжок – Ржев. И единственный, что следует участок главного хода ОЖД под тепловозом.

Хотя, есть, наверное, в этом какая-то красота, романтика. Не случайно же многим любителям железных дорог больше нравится именно тепловозная тяга.

Бологое. Электровоз передаёт эстафету тепловозу ТЭП70-0362






Слева - соединительная ветка главного хода ОЖД и линии Лихославль – Вязьма. Фото июль 2019 г.


                                                                                      *   *   *
«Паровозный гудок прозвучал в нашем городе 25 июня 1874 года, когда на новую станцию прибыл первый поезд из Торжка. В 1888 году было закончено сооружение Ржевско-Вяземской линии, а в 1901 году было открыто движение на Московско-Виндавской дороге (ныне Москва - Рига)». («Ржевская правда», 1993 г.). Первая остановка в черте Ржева – станция Ржев-I-Белорусский. Что тогда, три года назад, что сейчас станция хоть и не заброшенная, но выглядит какой-то сонной или даже безжизненной. С ней мы ещё ознакомимся в этой серии. Пока отмечу, что, остановившись напротив закрытого вокзала у островной платформы, наш поезд пропускал, согласно расписанию, встречный пригородный на Торжок.

Станция Ржев-I-Белорусский




Проехав Волгу, скорый остановился на разъезде Мелихово. Том самом, куда в августе 1943 года спецпоезд привёз Иосифа Сталина. Этому факту тоже будет отведено место в моём рассказе. В южной горловине от разъезда отходят три пути: прямо продолжение линии на Вязьму, влево и вправо – соединительные ветки с дорогой Москва – Рига. 87-й скорый ушёл налево и минут через пять, покачиваясь на стрелочных переводах, остановился у перрона вокзала Ржев-II (Ржев-II-Балтийский).

Разъезд Мелихово




                                                                                      *   *   *
«Станция Ржев III класса (88.33 саженей над уровнем моря) в 220.08 верстах от Москвы и расположена с южной стороны города в расстоянии 300 саженей от крайних городских домов, будучи соединена с городом шоссейною дорогою.

Коммерческая деятельность станции возрастает с каждым годом, и потому уже в 1905 году оказалось необходимым развить путевые устройства станции с 4628 п. с. путей, уложенных при сооружении дороги, до 8054 п. с., т.е., на 74%, а также во много раз увеличив товарные и складские помещения против первоначальных их размеров. По размеру количества грузов, прибывающих на станцию и отправляемых ею, ст. Ржев занимает 4-е место между всеми станциями Московско-Виндавской ж. д.»
. («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», Москва, 1909 г.)

Общий вид станции Ржев, 1900-1910 гг. (Это и другие старые фото взяты с сайта https://pastvu.com).


Станция Ржев-II, 2021 г.




Станция Ржев-II-Балтийский была открыта в том же году, тогда началось правильное (постоянное) движение поездов на линии Москва – Виндава (ныне Москва - Рига). – в 1901. Тогда же начали работать паровозное депо с мастерскими, водоёмное здание (водонапорная башня), дом отдыха для локомотивных и кондукторских бригад. К сожалению, с начала XXI столетия объём работы на станции, наоборот, с каждым годом падает. Движение, в том числе, грузовое, на линии сокращается, пассажирских поездов дальнего следования, проходящих через Ржев-II, осталось только два – тот, который меня сюда привёз и №61/62 Москва-Белорусская – Великие Луки (или следующий по той же нитке №63/64 Москва-Белорусская – Псков). Плюс – две пары «Ласточек» из столицы, запущенных в связи с открытием нового мемориального комплекса.

И смоленский, и великолукский (псковский) поезда ходят не каждый день. «Latvijas Ekspresis» сообщением Москва– Рига с прошлого года отменён из-за пандемии, и возобновится ли, неизвестно. Кстати, 61-й (так же, как и 63-й) поезд ещё несколько лет назад отправлялся от Рижского вокзала Москвы и имел номер 661/662. Теперь же идёт от Белорусского, делая крюк и дважды – в Вязьме и Ржеве – меняя направление.
1.JPG

Электропоез «Ласточка» ЭС1П-016 под тепловозом ТЭП70БС-323 сообщением Москва-Рижская – Муравьёво


Пригородное движение по станции Ржев-II представлено маршрутами Ржев – Торжок, Ржев – Шаховская, Ржев – Русаново (ежедневно по две пары поездов) и Ржев – Вязьма (по пятницам и воскресеньям), по которым курсируют одновагонные рельсовые автобусы РА1.

Так что, по сравнению с погружённой в состояние анабиоза станцией Ржев-I-Белорусский, здесь просто сумасшедшая суета.

Посадка в рельсвый автобус РА1-032 до Русаново


Рельсовый автобус РА1-045


Начало седьмого утра. Через 40 минут после прибытия поезд Петербург – Смоленск отправится дальше – на Вязьму. За это время перецепят в противоположный хвост состава тепловоз и отцепят несколько головных вагонов.










А на соседних путях в тот момент стояли несколько грузовых составов, плужный снегоочиститель СДПМ, путеизмерительный вагон и набиравший пассажиров утренний РА1-032 на Русаново. На этом же вагончике ваш покорный слуга спустя три года проедет от платформы Ржевский Мемориал до Муравьёво.


                                                                                       *   *   *
«Пассажирское здание довольно поместительное, с буфетами и залами как для пассажиров I и II классов, так и для пассажиров III класса; в нём помещается также отделение для государственной сберегательной кассы». («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», Москва, 1909 г.) Первое здание вокзала на станции Ржев-II появилось в 1902 году и располагалось, согласно данным, чуть восточнее нынешнего. К сожалению, во время Великой Отечественной войны оно, как и многие постройки в городе, было разрушено. Вокзал, куда сегодня прибывают гости города, был выполнен по типовому проекту Гипротранса и открыт в 1952 году. Хотя он мог бы стать совершенно другим. Ещё в 1946-м архитектором Панченко был разработан проект вокзала Ржев-Балтийский, похожий на созданный им же вокзал Ярославль-Главный. Однако выбрали более дешёвый вариант.

К зданию примыкает высокая береговая платформа, используемая для поездов дальнего следования и «Ласточек». Пригородные РА1 обычно отправляются с низкой островной. К востоку от входа на стене установлена мемориальная доска о том, что 28 августа 1920 года Владимир Ленин, будучи проездом на станции Ржев-II, принял участие в первой после Октябрьской революции всероссийской переписи населения.

Вокзал 1902 года постройки


Действующий вокзал Ржев-II-Балтийский, 2021 г.
12.jpg

Проект вокзала Ржев-Балтийский архитектора Панченко, 1946 г.
12.jpg

Выход на низкую островную платформу






Выход в город


Построенное в стиле советского монументального классицизма (сталинского ампира) здание вокзала интересно не только внешним обликом, но и интерьерами. Хотя, правильнее, на мой взгляд, сказать, что внутри оно напоминает дворец. Или музей. С подвесными люстрами, увенчанными капителями колоннами, балюстрадами, аркадами на верхних расположенных симметрично друг другу верхних галереях, поднимающимися туда мраморными лестницами.








Любопытно, что отдельные элементы, больше характерные для советского периода, сохранились и снаружи вокзала. Например, двери на входных группах по обеим сторонам – с перрона и Привокзальной площади – не пластиковые, которые сегодня стоят на большинстве вокзалов, а деревянные. С внутренней стороны входные группы представляют собой отдельное архитектурное решение. Со сложными и массивными царговыми дверьми, пилястрами, венчающим карнизом.




В западной половине вокзала находится музей, несколько лет назад перенесённый сюда из служебного здания на улице Октябрьской, где собрана вся история Ржевского железнодорожного узла. Осмотру экспозиции также будет посвящён отдельный рассказ. Напротив – зал ожидания. Просторный и светлый. Если в 2018 году там стояли металлические скамейки, то сейчас там знакомые, опять же, с советских времён деревянные диваны с вырезанной на спинке аббревиатурой «МПС». Помнят ли они эпоху развитого социализма или сделаны уже в наши дни, не скажу. Одно могу утверждать: сидеть на них гораздо удобнее и приятнее, чем на металлических.

Жаль, что с каждым годом всё меньше людей могут оценить убранство красивого железнодорожного вокзала Ржев-II-Балтийский. Количество поездов сокращается, соответственно, тает и поток пассажиров.

Зал ожидания. 2018 г.


Музей


Зал ожидания. 2021 г.




                                                                                     *   *   *
Напоследок – несколько картинок из увиденного мной на станции Ржев-II в ходе нынешней поездки. Утром там находились путевой струг, распределитель-планировщик балласта РПБ-1 и динамик-подбивочный экспресс 09-3Х, ожидающий отправления грузовой под 2ТЭ25КМ-0177 (ТЧЭ-46 Брянск-II), тепловозы ТЭМ2-2956 (ТЧЭ-31 Великие Луки) и ДМ62-1746 (ТЧЭ-21 Волховстрой). Чуть позднее со стороны Зубцова подошёл наливной с принадлежащем ООО «БалтТрансСервис» 2ТЭ116-1716. Постояв минут пять, состав отправился дальше на запад, не вставая на скрещение или под обгон.






Тепловоз 2ТЭ116-1716 с наливным поездом


Тепловоз ДМ62-1746


Тепловоз ТЭМ2-2956




Около 10 часов из западной горловины подтянулась сплотка из 2ТЭ25КМ-0323 и двух маневровых. А в 11.20 прибыла показанная выше «Ласточка» ЭС1П-016 под тепловозом ТЭП70БС-323 сообщением Москва-Рижская – Муравьёво (Москва – Ржевский Мемориал). Мы же на сегодня знакомство со Ржевом завершим.




"Ласточка" полетела дальше


Продолжение следует
Tags: Россия, ж/д
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments