Олег (docogo) wrote in ru_travel,
Олег
docogo
ru_travel

Category:

Путешествие в Калмыкию, часть шестая. О калмыцких красоте, декоративном искусстве и модели Вселенной

Калмыцкая красота
Красота спасет мир, красоту спасет мир, красота и мир спасутся, если будут помогать друг другу, осознавая при этом свои предназначения и естество. Как в просторной и насквозь гармоничной Калмыкии.
У калмыков животные и вещи считаются красивыми, если они соответствуют своему предназначению, своим смыслу и цели. Например, если седло для верховой езды прочное и удобное, его считают красивым. Или если пес – хороший охранник и при этом послушен, его назовут красавцем:






































Красота человеческая – это когда человек естественен, имеет мужество оставаться самим собой в любых обстоятельствах, поступает согласно своим внутренней сути и характеру.
Кроме этого красивым называют человека, если он «с огнем в глазах, с сиянием в лице».
Для калмыков издревле важен именно светоносный аспект красоты. В этом смысле красота – прозрачная светоносная материя в виде льющегося, искрящегося потока лучей. В данном определении трудно не распознать образ неиссякаемого источника тепла и света – Солнца. Не удивительно, что с красотой ассоциирован именно ярко-желтый цвет, а также языки пламени и самый притягательный из металлов – золото.

Народное декоративное искусство
Калмыцкое декоративное искусство на первый взгляд – скупо и неброско, но на взгляд пристальный – затягивающе разнообразно. Экзотическое разнообразие обусловлено тем, что калмыки, обитая на окраине монголоязычного мира, активно контактировали с народами тюркского, тунгусского, славянского и кавказского происхождения, и поэтому им было откуда черпать нечто значимое и художественное.
Самыми известными произведениями калмыцкого искусства является узорная роспись тканей и предметов быта, например, кисетов. Эта роспись не отличается криптографически сложными орнаментами, для прочтения которых необходим безупречно подготовленный специалист.
Взять, к примеру, такую распространенную и несложную вещь как мандала. Ну что такое мандала? Это всего лишь символический ключ к пониманию какого-либо из ламаистких божеств. А что – незатейливо и со вкусом. Шучу, конечно.
На фото сувенирный кисет с мандалой. Правда, все понятно?





























Декоративные изделия из дерева на протяжении многих веков для калмыков были исключениями из тканевых правил. Это вызвано тем, что
ареалом проживания калмыков является почти безлесая местность. А потому особенно ценными представляются образцы деревянной посуды, шахмат, трубок музыкальных инструментов, сохранившиеся до наших дней. И тем более приятной стала для меня встреча с таким вот предметом:
















Это игрушка, сделанная из дерева и шнурков. Ее украшает символическая надпись на языке «Того бичиг».
Задача игрока – высвободить планку, что с овальными отверстиями, из плена шнурка и колец.
Задача, скажу я вам, не из легких. По крайней наша с Танюшкой освободительская деятельность продолжалась две недели. Зато заслуженная радость от свершения случилась особенно нравоучительной. А вот обратная
задача – пленить планку кольцами – была решена за считанные минуты. Как – я нисколечко не понял. Пленившая планку Танюшка, как ни странно, тоже.
Уважаемые специалисты по головоломкам. Для вас, наверное, загадок здесь нет. И как вам с этим живется? Чувствуете твердый комок в горле, ощущаете, как правда ревется на волю? Признайтесь, в чем секрет, и будет вам наше спасибо.
Изготавливает эту игрушку уважаемый элистинский умелец. Притом делает это, в штучном количестве – не для всех. У очаровательных продавщиц головоломки нет. А как же это чудо раздобыть? Открою вам тайну. Надеюсь, вы не на дружеской ноге с калмыцкими налоговиками?
Ура, тогда доношу: нужно прийти на элистинский городской рынок и найти вот эту девушку:




































Спросите у нее, озвучив при этом пароль: «я от o_g_o, который с большим фотоаппаратом». И будут вам игрушка, девушкина милая благодарность и красивая, то есть сиятельная улыбка.

Белый старец (Цаган Эбуген)
Белый старец в мифологии монгольских народов – персонаж, являющийся безоговорочно почитаемым ханом.
Считается, что Белый старец родился стариком, так как его мать отказалась дать напиться известным странникам-волшебникам, а потому они в отместку запечатали ее чрево на сто лет. А вот о чем рассказано в одной из буддийских сутр: Будда во время прогулки со своими учениками встретил седобородого старца в белых одеждах, окруженного милыми животными. Поговорив с ним, Будда решил, что перед ним не просто мудрец, а могущественный мудрец. Поэтому ученикам было наказано чтить белого старца и учиться у него любить ближних своих.
У калмыков Белый старец считается покровителем богатства, долголетия, семейного благополучия и счастья. Атрибуты этого покровителя: персиковое дерево, олень, посох и книга судеб.
Костяная фигурка Белого старца – это лучший из доступных калмыцких сувениров:



































Маска Белого старца – сувенир, увы, практически недоступный. Ее можно увидеть на праздниках или, например, в музее хурула. По канонам лицо белобородого дедули должно быть добродушным. Но калмыки – известные шутники, а потому, полюбуйтесь:































Модель Вселенной
Калмыцкая кибитка лишь на зашоренный прозападный взгляд незамысловата и вынужденно функциональна. Судите сами: да что это за архитектура такая – кибиточная? Ее даже как-то неловко с европейскими архитектурными роскошествами связывать. Ну разве что с шедеврами примитивизма – хрущёбами и брежнёбами.
А между тем, с калмыцкой точки зрения, кибитка не только красива и удобна, но и буквально насыщена многоплановой символикой. Притом, одновременно символикой и добуддийской, и буддийской.














Слева – калмыцкая кибитка, справа – в богатой кибитке, фото с сайта his.1september.ru

В соответствии с добуддийскими представлениями, видимая часть Вселенной – это Верхний и Средний миры, они же – небо и земля. То же и в калмыцком вековечном жилище: верхний круг остова кибитки – это граница между Верхним и Средним мирами.
Жесткая ориентированность кибитки (дверь всегда расположена на южной стороне) позволяет однозначно распределить внутреннее пространство на 12 сегментов, где каждый сегмент имеет свое важное предназначение. А по солнечному лучу, падающему из верхнего дымового отверстия можно легко определить текущее дневное время.
В соответствии с буддийскими представлениями изображение кибитки – это все та же мандала, главная ламаистская икона, кстати, понимаемая как жилище определенного божества. Сама по себе мандала – это диаграмма, передающая при помощи символов строение Вселенной. Кроме этого, она является символическим изображением пантеона ламаистских божеств. Строение Вселенной для ламаистов безупречно красиво,
также как безупречно красиво «жилище» Адибудды – изначального божества, создавшего из себя весь мир.
Красота спасет мир, красоту спасет мир… А когда они всматриваются друг в друга, то настолько взаимоотражаются, что становятся неразличимы.

Вступление
Часть первая. Серая дорога.
Часть вторая. Парящие крыши и кураж в пустыне.
Часть третья. Замужество музы и за мужество - в герои.
Часть четвертая. История калмыков.
Часть пятая. О буддизме и его европейском анклаве.
Окончание следует.
Tags: Калмыкия, истории, фото
Subscribe

  • Клин, ч.2 - между Ленинградкой и Николаевской магистралью

    Клин - противоречивый город, в котором есть масса ценных и знаковых достопримечательностей, но отсутствует единая среда и удобство пеших прогулок.…

  • Хучни

    Лучший вид на село Хучни, административный центр Табасаранского района, открывается из Крепости Семи братьев и Одной сестры. Честно говоря, село мы…

  • Пушкиногорье | Воронич, Тригорское, Петровское

    Мы пришли сюда пешком, убедившись своими глазами, что Псковщина по праву считается одним из самых полюбившихся аистам регионов России. Шесть с…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments