Столица БАМа Тында. Тындинский музей БАМа

На рассвете наш поезд приехал в Тынду. Ещё на подъездах сквозь сумерки с юга было видно большую сортировочную станцию - сразу возникло ощущение, что мы снова возвращаемся в цивилизацию. Однако долго поразмыслить на эту приятную тему не пришлось - мы быстренько вкатились на пассажирскую станцию и вышли из поезда.


На улице был конкретный дубак - мало того, что сразу же на платформе замёрзли ноги, так ещё и дышать было тяжело - настолько холодно было. Всю станцию окутывала густая морозная дымка.


Морозная дымка на вокзале Тынды



Высадили нас на вторую платформу, хотя у первой (кстати, высокой) поезда не стояло. Пришлось идти через пешеходный переход, к большому сожалению, неотапливаемый ).


Вагон с углём на станции Тында



На всё про всё у нас было всего 2,5 часа - наш скорый поезд Тында - Москва отправлялся около 11 утра. Поэтому мы поспешили в камеру хранения - ходить по такому аццкому морозу с тяжёлой сумкой мне совершенно не хотелось.
В камере хранения нас ждало большое разочарование, а именно - большущая очередь. Кто же знал, что в столице БАМа на огромном вокзал, куда в буквальном смысле приходят пассажирские поезда со всех сторон света, в камере хранения будет работать только одна служащая! Неторопливо продающая 15 советских копеек за 57 рублей ). А уж что она будет не просто фамилию и номер паспорта в свою книгу вручную вписывать, но ещё и дату выдачи паспорта и место регистрации - такого идиотизма мы представить себе не могли.
Поэтому в камере хранения мы отстояли добрых полчаса! Бедный Лёха испереживался, что он не успеет на Красную пресню сходить (это центральная улица Тынды) и сфотографировать указатель номера какого-нибудь дома ).

Впрочем, на камере хранения обломы не закончились ). Надо же было пофотографировать саму станцию и вокзал, поэтому пошли к начальнику вокзала. Сначала нас обрадовали, что начальника вокзала нет, и где она - не ясно. Потом всё-таки позвонили куда-то, и она явилась. Минут через 10. И, видя нас, занялась какими-то своими делами. Было слышно, что у неё какой-то акт по вагонам неправильно составлен, и она минут 15 по телефону с управлением ДВЖД выясняла, как же его исправить...
Лёха к этому времени уже ушёл в самостоятельную экскурсию по Тынде, и правильно сделал. А я всё-таки дождался, когда меня соизволят выслушать ). Сказать, что моё разрешение ввело эту женщину в ступор - ничего не сказать. Она прочитала разрешение раз 5, каждый раз переворачивая его на обратную (пустую) сторону и удивлённо задумываясь над чистым листом бумаги ). В итоге, вышла куда-то ещё минут на 10! Оказалось, ходила копировать его на всякий случай и спрашивать у остальных, что это такое. Зашла, спросила меня, что я собираюсь снимать, и снова куда-то ушла ). Наконец-то, без 20 десять мне разрешили снимать. Как-то невнятно мне предложили сопровождающего, но я отказался, сказал только, чтобы она охрану предупредила. И пошёл снимать.

Выйдя на мороз, заметил, как расформировывают наш поезд. А за ним стоял состав, гружёный углём, видимо, из Нерюнгрей.


Расформирование пассажирского состава Комсомольск-на-Амуре - Тында

Угольный состав из Нерюнгрей



Тындинский вокзал очень необычен. Пожалуй, вокзалов такой архитектуры я больше нигде не видел. Стены у него расположены по диагонали, а над основными помещениями возвышается огромная башня с "клювом":


Вид на вокзал Тынды со стороны железнодорожных путей

Вокзал Тынды из космоса



Не особо надеясь на пешеходный мост (он был застеклённый), решил всё же подняться на него - мало ли на дальние пути попасть и оттуда поснимать. Однако вскоре я обнаружил, что часть окон разбита, так что выбрал более или менее удобные и стал снимать прямо с моста.
Слева - здание тындинского вокзала издалека, а справа - уже сами составы на станции. Судя по типу вагонов, в основном тут ездят за углём и обратно ).


Вокзал Тынды с пешеходного моста

Грузовые составы на станции Тында



Но также на станции стоят и пассажирские вагоны (отдельного депо, видимо, нет). Обратите внимание на цвет снимков - они почти синие - это от окутывавшего станцию тумана. На маневровом локомотиве примечательна надпись "30 лет депо Тында".


Станционные пути станции Тында

Станция Тында



А, вот, с восточной стороны станции - экипировочное депо. Вагоны постоянно топятся, даже в отстойнике - иначе их потом размораживать очень сложно.


Экипировочное депо станции Тында

Станция Тында


Недалеко от вокзала дымит какая-то труба, может, местная ТЭЦ.

Ну всё, ресурс моста исчерпан - больше снимать с него нечего было. Спуститься вниз, кстати, тоже невозможно - только на вторую платформу, где я, в общем-то, уже был ). Так что пошёл обратно к вокзалу, заодно засняв живописные холмы, прикрывающие станцию с юга. Или, точнее, прикрывающие юг от холодных тындинских ветров ))).


Холмы за станционными путями

Башня тындинского вокзала



Откуда-то выбежала собачка, у которой сильно мёрзли лапы - видите, как она одну поджимает. Проводила взглядом проезжающий ТЭМ2-5263 и убежала обратно ).


Замёрзшая собака, провожающая взглядом маневровый локомотив

Рассвет на станции Тында


Как раз в этот момент из-за холмов показалось солнышко ).

Ну всё, пора бежать в город, в музей. Внутри вокзала ничего интересного нет, хотя и тепло ). Снаружи - паровоз (памятник первопроходцам БАМа) и бюст герою Советского Союза Виктору Петровичу Мирошниченко.


Паровоз на привокзальной площади в Тынде

Вокзал города Тында



Сейчас мало кто знает, за что же Мирошниченко дали "героя", я слышал даже мнения, что за досрочную стыковку восточного участка БАМа!!! На самом деле, Виктор Мирошниченко, сержант железнодорожных войск, совершил свой подвиг во время Великой Отечественной войны. Осенью 41го года на подступах к Москве пулемётному расчёту под командованием Мирошниченко было поручено максимально долго задержать фашистов перед железнодорожным мостом через р. Снопоть. В ходе боя все кроме Мирошниченко погибли, настало время взрывать мост. Однако к этому времени уже были перебиты и шнуры, ведущие к заминированному мосту. Подвиг Мирошниченко в том, что он, пожертвовав своей жизнью, полез под шквальным огнём к бикфордову шнуру и вручную поджёг его, взорвав тем самым мост.

Вот ещё несколько вотографий вокзала. Оказалось, что дубак на улице аккурат в -39 градусов! Фотоаппарат, кстати, на таком морозе еле работает - жидкокристаллический дисплей и видоискатель цифромыльницы вообще ничего не показывают, а смазка системы фокусировки через несколько минут загустевает настолько, что всё внутри фотоаппарата скрипит и визжит.


Тындинский вокзал

Мороз -39 градусов!



Теперь уже точно надо было бежать в музей. Который, к слову, надо было ещё найти )). До отправления поезда осталось чуть больше часа. Обычно за такое время я уже сижу в зале отправления, жду объявления о посадке в поезд. А тут я из вокзала только уходил, причём в совершенно неизвестный город! Единственная информация, которая у меня была - надо перейти через мост (об этом сказал проводник), а потом держаться левой стороны (об этом Алексей где-то в инете вычитал перед поездкой).

Судя по всему, впереди была сама Тында, так что туда и пошёл спортивной ходьбой ).


Высотки на Красной пресне в Тынде



Попутно фотографируя с моста красивую речку и виды на Тынду. Это вид на восток, откуда мы приехали:


Вид на реку Тында, на северо-восток

Вид на реку Тында, на юго-восток



Это на саму Тынду:


Вид на город Тында

За деревьями на берегу реки музей истории БАМа



А это на запад, куда мы отправимся позже )


Вид на реку Тында, на запад



Перешёл мост через речку. Далее предстояло "держаться левой стороны". Не совсем понимая, что конкретно это означает, решил у местных поспрашивать ). Их на улице было немного, но всё же были ). Однако расчёт на помощь не очень-то оправдался ). То ли в силу своей исторической параллели с москвичами, то ли просто по плохой памяти, меня куда только не посылали ). Конечно, в смысле реальных ориентиров, всё-таки люди тут вежливые. Но в итоге я минут 15 туда-сюда бегал, и в итоге оказался в библиотеке, где по заверениям встретившейся мне ранее супружеской пары "музей точно должен быть". Конечно, музея и там не оказалось, но зато я там немного согрелся, пока искал, у кого бы ещё спросить направление ).
В итоге работник библиотеки мне дал верный маршрут, и к этому времени ещё и Алексей начал меня корректировать - у него на поиски музея больше времени было, он даже успел сфотографировать церковь и заветную надпись на стене дома на ул. Красная Пресня:


Кафедральный собор Святой Троицы

ул. Красная Пресня в Тынде



Ну а чтобы все, кто в будущем в Тынде будет находиться столь же короткий промежуток времени, как и мы, я отметил на снимке из Гугла маршрут к музею:


Маршрут ж/д вокзал - музей истории БАМа



На вывеске у входа в музей значилось, что сегодня он выходной ))). Однако, нас туда не только впустили, но и вообще были очень нам рады. В итоге один из научных сотрудников музея, к сожалению, она не представилась, провела нам замечательную экскурсию, за что ей огромное спасибо ).


Научный сотрудник музея истории БАМа



Сам музей истории БАМа Тынды на удивление большой ). Настолько большой, что тех 30 минут, что у нас на него осталось, явно мало. В музее 7 залов: флоры и фауны, гелогический, коренных народов, а остальные - собственно про БАМ.
Я уже ранее писал, что до Великой отечественной войны все ветки к нынешнему БАМу строили заключённые. В частности, они же строили ветку Бамовская - Тында, чему посвящён отдельный зал, вот пара фотографий оттуда. Слева - система лагерей, справа - про условия труда заключённых.


Система лагерей строительства БАМа в 30ые гг. XX века

Экспозиция про строительство малого БАМа



Кстати, малоизвестный факт, про который нам рассказала экскурсовод. Руководил БАМЛАГом в то время ранее осуждённый на смертную казнь олигарх царских времён Нафтали Френкель. Сначала Френкель сумел откупиться и заменить смертную казнь на 10 лет заключения на Соловках. Ну а позже написал письмо Сталину, в котором предложил использовать труд заключённых на всесоюзных стройках. Именно под его началом строился Беломорканал, а впоследствии он руководил БАМЛАГом. Подробнее про Френкеля можно прочитать тут.
А ещё, при строительстве большого БАМа в 70-80ые годы наша власть также пыталась применять труд заключённых как раз в районе Тынды. Но, как гласит легенда, возмущённые тындинские комсомольцы "отреагировали на это быстро и уже через неделю были на приёме у министра внутренних дел Щелокова", после чего зэков от строительства БАМа отстранили. Леонид Брайко, между тем, в своих воспоминаниях о строительстве Восточного БАМа пишет, что труд заключённых применялся и в 80ые годы.

Про строительство самого БАМа нам рассказали совсем коротко - не было времени, а основные этапы мы и так знали. На фотографии ниже - схема БАМа, на которой в хронологическом порядке должны зажигаться построенные участки. Правда, в настоящее время эта штука мигает как ей захочется ).


Хронология постройки участков БАМа



Ну а это - ключи от разных стыковок ). Главная, конечно, Куандинская, золотая. Хотя тут у всех путаница - кто главной считает настоящую, балбухтинскую, кто считает куандинскую.. В итоге, всегда про обе рассказывают ).


Ключи от золотых и серебряных стыковок на БАМе



Ещё нам подробно рассказали про эвенков и их представления о жизни после смерти ). А потом мы фактически бегом побежали к ближайшей оживлённой дороге, чтобы поймать машину и добраться до вокзала. Машины тут, к слову, всё ещё праворульные ).

На вокзале пока доставали билеты, сфотографировал наш скорый московский поезд в обе стороны.


Поезд Тында - Москва, купейные вагоны

Поезд Тында - Москва, плацкартные вагоны и локомотив ТЭП70 БС



А через пять минут мы уже отправились дальше. До следующей остановки в Таксимо нам предстояло ехать примерно сутки...



Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
- Ловкий город Комсомольск-на-Амуре: музей СССР под открытым небом и первая точка на БАМе
- Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында
- Восточный БАМ глазами молодой экимчанки

Далее в поездке:
- Тында - Таксимо. Посёлки Кувыкта, Ларба, Лопча, Чильчи и Хани
- Северомуйский обход
министра ВД в то время звали Щелоков, а не Щеглов
пожалуйста, уберите до ката лишние переводы строк. спасибо большое
Мда музей у нас не так легко найти, неудивительно что вас отправили в библиотеку :))