Секреты калининградского транзита - как за $25-30 на поезде выехать в Европу? Очень вредные советы

Думаю, что пришло время собрать воедино и популяризировать сей вопрос под названием "Калининградский транзит". Дело это давнее, и, не без гордости должен заметить, что я, ваш покорный слуга, был одним из первых, кто этот самый "транзит" в полной мере "раскрыл" для общественности еще в 2002 году. Краткий смысл таков - как выехать из России в Европу максимально дешево, на поезде, по цене в $25-30 из Москвы и Санкт-Петербурга. И второй вопрос - как вывезти за пределы России денежные средства, происхождение которых вы не сможете подтвердить документально для таможенных органов.


Карта пограничных переходов Калининградской области РФ. Отдел туризма Калининграда (с).


Краткая история вопроса


Калининградская область была создана благодаря Потсдамскими соглашениями от 1945 года, и подписано между СССР, США, и Великобританией. Северная часть принадлежавшей Германии Восточной Пруссии была присоединена к Советскому Союзу, а южная часть была включена в состав Польши. В качестве административного центра области был выбран Кенигсберг, переименованный позднее в Калининград, в честь довольно бездарного "всесоюзного старосты" Калинина.

После восстановления независимости всех трех Прибалтийских государств, Калининградская область России стала своего рода эксклавом, отделенным от всей остальной Российской Федерации на 800(!) километров и двумя государствами - Литвой и Белоруссией. Подробнее о границах Калининградской области здесь. С получением Литвой независимости, возник вопрос российского транзита в Калининград. Немало копий было сломано в вопросе регулирования проходящего через территорию Литвы в Калининградской область военного и гражданского транзита. И во все последующие годы все связанное с транзитом было чрезвычайно непросто. С вступлением Литвы в Евросоюз, Шенген и НАТО ситуация еще более усложнилась. Хотя, куда уже сложнее?

С 1995 года режим транзитного проезда российских граждан через территорию Литвы регулировался так называемым "Временным соглашением о взаимных поездках граждан обоих государств". До 2003 года данное соглашение ежегодно продлевалось обеими сторонами. Соглашение разрешало постоянно проживающим в Калининградской области российским гражданам следовать через Литву и до 30 дней находиться на её территории без виз. Кроме того, визы также не требовались для российских граждан, следующих поездами через территорию Литвы из России в Калининград и обратно. Тем самым визы не требовались и для граждан Литвы, следующих в Калининградскую область. Но в то же время согласно общему порядку ЕС, т.е. Шенгенскому договору, граждане России при пересечении границ государств ЕС были обязаны иметь визы. Консенсус был найден, и в выразился в соответствующем соглашении о Порядке проезда в Калининградскую область через Литву (сайт МИД РФ).

Исходя из упомянутого соглашения, российские поезда следующие через Литву в Калининград, пользуются своего рода "льготой", дающей право для следующих в этих поездах россиян (да, только россиян!) получить транзитную литовскую визу автоматически (называемую УПД-ЖД), не обращаясь в консульство. Но это относится исключительно к следующим поездам:

- 29/30 Москва - Калининград - Москва,
- 149/150 Москва - Калининград - Москва,
- 79/80 Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург, -
259/260 Анапа — Калининград — Анапа,
- 525/526 Челябинск - Калининград — Челябинск,
- беспересадочный вагон Мурманск - Калининград - Мурманск

Как система работает?

Итак, схема работает следующим образом. Вот я подумал, начать это предложение со слов "Схема работает через жо**, как и любое российское начинание"? Думаете стоит высказать от всей души? Ладно, не будем. Ведь, как говорил незабвенный Виктор Черномырдин "Хотели как лучше, а вышло как всегда". Итак, по правилам (см. правила РЖД) правом проезд на поезде между Калининградской областью и Россией имеют право граждане: имеющие визы литовской республики, имеющие вид на жительство в Литве, имеющие УПД ЖД. Далее закон гласит, что "Для российских граждан поездка осуществляется при наличии упрощенного проездного документа на железной дороге (далее УПД-ЖД) - для разовых поездок в Калининградскую область и обратно транзитным поездом." Все. Точка. Сейчас поясню, в чем очевидный казус.

Фактически, при покупке билетов в Калининград, железнодорожные кассы понимают правила буквально, и категорически настаивают на оформлении любому пассажиру упомянутого УПД-ЖД. Даже если у вас есть шенгенская виза, либо двойное гражданство допускающее безвизовый въезд в Шенген. Нет, вам все равно оформят УПД-ЖД. В итоге получается так, что покупая билет ваши данные автоматически пересылаются в консульство Литвы и вам оформляется транзитная виза исходя из УПД-ЖД. Но у вас при этом уже была литовская туристическая виза, зачем же вам еще одна? Правильный вопрос. Она вам не нужна. Но хотели то как лучше! По крайней мере, пять раз проехав на поезде №149 из Москвы в Калининград и обратно, мне так ни разу и не удалось втолковать кассиршам при покупке билетов, что мне не нужен УПД-ЖД. И каждый раз я его получал, и ни разу не использовал, поскольку в Литву въезжал используя свое второе гражданство. Бюрократия крепчала. Впрочем, это они себе создают лишнюю бумажную волокиту, а не нам.

Часть первая - как выехать из России в Европу на поезде за 25 долларов?


Смысл таков. Поезда следующие из России в Калининград не считаются международными. Хотя и фактически следуют через территорию двух государств - Белоруссии и Литвы. При этом, для вас этот самый поезд будет считаться международным в части стоимости билета, если вы купите билет до Вильнюса. Да, именно так. Поезд идет по маршруту Москва / Санкт-Петербург - Минск - Вильнюс - Калининград. Но билет до конечной станции будет на 50% дешевле, чем до Вильнюса. Вот такая тарифная политика РЖД. Нам ее (политику) не переделать, но в наших силах обойти ценовую дискриминацию и добраться до Вильнюса в полтора раза дешевле, чем туда стоит билет. Как? Очень просто. Купив билет не до Вильнюса, а до ближайшей к границе станции Калининградской области, города Нестеров.

Цены получаются вот такие:
Москва-Вильнюс плацкарт - 2258 рублей
Москва-Нестеров ч/з Вильнюс плацкарт - 1257 рублей
Экономия 1000 рублей за дорогу в каждом направлении, или 2000 рублей в обе стороны.

Представим. Вы едете путешествовать по Европе. У вас есть шенгенскя виза (либо второе гражданство). Но авиаперелеты из России очень дороги. Не любят Россию европейские лоукосты, уж больно велики коррупционные издержки. Зато из Вильнюса и Каунаса летает несколько предельно дешевых авиаперевозчиков: Ryanair, WizzAir, Air Baltic, Snowflake, Stockholms Planet, LAL. Таким образом, добравшись до Литвы, вы можете далее улететь в любую точку Европы за смешные деньги. К примеру, в последний раз я летел через Каунас на Ryanair в Лондон и далее в Марокко. В обе стороны из Каунаса заплатил менее 100 евро. За 4 перелета. Прибавим сюда проезд до Литвы и обратно в калининградском поезде, это еще 40 евро в обе стороны в плацкарте. Итого, Москва - Лондон - Марокко - Москва (рассказ о поездке, который назвал "Форпосты Гибралтарского пролива") обошлось в 140 евро. Неплохой результат, согласитесь? Это примерно вчетверо дешевле, чем лететь в Марокко из Москвы. Вот и вся математика.

Схема ваших действий:

1. Покупаете билет на поезд до станции Нестеров Калининградской области. Скорее всего наличие у вас литовской визы не убедит кассиршу не оформлять вам УПД-ЖД, ну и бог с ней. Пусть делают. Уже в поезде через вагоны проходит представитель МИД Литвы и раздает транзитные визы на отдельном листочке. У них список всех пассажиров.

2. Госграница на белорусской станции Смаргонь. Белорусы ставят выездную печать в российский загранпаспорт. Спросили куда еду - ответил, что в Нестеров. Здесь не стоит говорить, что ваши истинные намерения - сойти в Литве. Ибо в таком случае подвергнетесь таможенному досмотру. Вас заподозрят в попытке вывезти из России денежные средства. Об этом подробнее расскажу ниже.

3. Поезд трогается, и переезжает на литовскую пограничную станцию Кяня (Kena). Вот здесь важный нюанс. Здесь критически важный момент. Литовцам вы даете свой заграничный паспорт с обычной визой, либо второй паспорт, который безвизовый в Шенген! Ни в коем случае не УПД-ЖД, иначе вас не выпустят из поезда в Вильнюсе. Уберите вашу УПД, или выкините его в мусор. Главное - никому его больше не показывать.

4. Вокзал Вильнюса. Остановка на 20 минут Пассажиры, имеющие билеты до Вильнюса - выходят. На выходе никто ваши билеты не сверяет и не проверяет. Вы выходите на перрон, переходите через мостик к зданию вокзала. И тут литовский паспортный контроль. Фактически, контроль уже был на пограничной станции Кena, но здесь еще раз проверяют печати о въезде, дабы не выпустить в город тех, кто не имеет литовских виз и едет в Калининград. Итак, они берут ваш паспорт с визой, проверяют въездную печать и пропускают в город. Вот вы и в Литве!

5. Проводницы. Им, по большому счету - все равно. Главное сдайте им белье. Фокусы с билетами до Нестерова - давно им известны. Каждый третий (по словам проводниц) гражданин Литвы едет именно по такому билету, а выходит в Вильнюсе. Сэкономить все хотят, и трезвенники и язвенники (с).

Как ехать в обратном направлении, имея билет Нестеров - Москва / Санкт-Петербург?

Исходя из правил РЖД вы должны уведомить по телетайпу(!) ту станцию, где будете садиться по ходу движения поезда. Иными словами, непонятным образом слать непонятно кому телетайп в Вильнюс. Очевидная чушь. А с билетом из Нестерова скорее всего не посадят на этот поезд, если вы придете на посадку в Вильнюсе.

Из этого мораль. С учетом того, что Ryanair летает из Каунаса, то проще всего сесть в Каунасе на электричку до пограничного с Калининградской областью Кибартая (ехать 1 час 15 минут), пешком перейти границу через КПП Чернышевское, и далее каждые полчаса ходит "Пазик" оставшиеся 10км до Нестерова. Я именно так и ездил. Технически не проблема. Граница расположена прямо посредине Кибартая, и делит городок между РФ и Литвой. Переход виден со станции, до него 5 минут пешком.

Возражения и вопросы

Как и в любом деле, далеко не все и не всегда очевидно. Вопросы неизбежны. Плюс, некоторые сугубо индивидуальные ситуации, выходящие за рамки рассказанного выше. На некоторые вопросы я отвечу:

>>>Если у вас УПД-ЖД, то вам запрещается выходить в Литве, это нарушение пограничного режима!

Но вы то въезжаете не по УПД-ЖД, а по действующей литовской визе! В этом вся соль. Литовскому пограничнику вы даете не УПД-ЖД, а загранпаспорт с действующей визой. А УПД-ЖД даже не достаете из кармана. Соответственно, никаких законов вы не нарушаете. Ибо при наличии действительных документов для посещения Литвы (а литовская виза в вашем паспорте - есть действительный документ для посещения Литвы) - вы вправе покинуть поезд. Никаких нарушений. Тот факт, что вам буквально "насильно" оформили УПД-ЖД в кассе РЖД, хотя вы настаивали на наличии у вас шенгенской визы - это не ваша проблема.

>>>Проводница может не выпустить из вагона, а калининградские вагоны "опечатываются"!


Неправда. Пассажир вправе покинуть поезд на любой станции следования, будь то Вязьма, Минск, Вильнюс, или любой другой город по маршруту. Вагоны не опечатываются. Более того, вы увидите, что треть вашего вагона выходит как раз в Вильнюсе.

>>>После того как прибалты вошли в шенген - правила транзита слегка изменились, и теперь если клиент получил на руки УПД-ЖД - он обязан его использовать!


Никто не вправе заставить гражданина использовать полученную визу. Вы ее получили? Получили. Но ни одна страна мира не заставит вас посетить ее (страну) только лишь потому, что они вам выдали визу. Полученная виза - это право, а не обязанность туриста выехать в данное государство. И только вам решать, пользоваться визой, или не пользоваться.

>>>Литовское консульство не любит тех, кто не использовал свой УПД-ЖД, и могут возникнуть в будущем проблемы с получением Шенгена.


На мой взгляд, это мнение из разряда "Визовых легенд". Консульства в принципе не работают с критериями "Люблю-не люблю". У них есть правила. Если вы эти правила нарушите - вам не выдадут визу. Факт не использования визы не является нарушением визового режима.

В качестве десерта для контрабандистов

Пересечение Литвы на Калининградском поезде не является с точки зрения таможенного законодательства пересечением таможенной границы. Иными словами, вы можете абсолютно законно везти с собой практически неограниченные суммы наличности (либо чеков), и никто при выезде с территории Белоруссии (состоящей в таможенном союзе с РФ) не вправе требовать оформления таможенной декларации. Далее схема проста - во время 20-и минутной остановки в Вильнюсе вы сходите с поезда. Вместе со всем тем "багажом", что вы везли в Калининград.
Спасибо за интересную информацию (:
имеется вам благодарность. Получите. Это действительно может сэкономить рублей
Если ехать из Питера, то проще добраться до Хельсинки. Бюджетные варианты в этом случае начинаются от совсем смехотворных цен (чуть не даром, если в качестве попутчика), а лоукостеры из Финляндии очень недороги- в частности, Тампере-Дублин начинается где то от 80 евро туда обратно, а из Хельсинки даже обычный Финнэир в несколько раз дешевле, чем из Питера.

Что касается контрабанды, то это, надеюсь, для подавляющего большинства не актуально ;)
В любом случае вывезти крупные средства наличных - не главная проблема, главная проблема будет куда то из ввезти и как то об'яснить их происхождение, что проще делать совершая прямые банковские переводы.
испытав заторы на российско-финской границе, я бы уже не был уверен что это самый замечательный путь
Все это как раз понятно. Вот объясни обратную схему, хотя она менее актуальна, поскольку из Берлина таки можно прилететь в Москву за 49 евро без гиммора с поездами. Интересно для общего образования.

Кроме этого, Визэйр начал летать из Украины в Германию-Норвегию-Англию - так что даже эти выкрутасы с визами не требуются.
>>>Визэйр начал летать из Украины в Германию-Норвегию-Англию

Точно! Это бесспорно отличный вариант. По крайней мере пока они в процессе раскрутки украинского направления. К сожалению, не уверен что их стартовые цены в 80-100 евро в обе стороны из Киева в Лондон долго продержатся. Скорее всего уже к лету мы увидим тарифы более близкие к 150-200 евро. Это конечно дешевле, чем обычные авиакомпании вроде Аэросвита, но с учетом поезда из Москвы - сделает поездку не очень рентабельной...

>>>из Берлина таки можно прилететь в Москву за 49 евро

Это если попасть на хорошую акцию. Нам один раз повезло, именно за эту сумму и летали в Берлин :-) Но в последнее время что-то таких цен больше не видел. Или плохо искал?

>>>объясни обратную схему

В смысле из Калининграда в Москву? Так тоже самое, абсолютно.
>>>Литовское консульство не любит тех, кто не использовал свой УПД-ЖД, и могут возникнуть в будущем проблемы с получением Шенгена.

На мой взгляд, это мнение из разряда "Визовых легенд".


Совершенно верно. Литовские консульства - одни из самых лояльных к россиянам сейчас. Минимальный набор требований для визы и минимум сложностей при выдаче. Российские туристы для них - очень неплохой источник дохода, ну и россияне, едущие к родственникам в Литву - их поток тоже немал.
Спасибо за интересную информацию ! Вопрос, а обратно как выбиратся через Литву ? Ведь билет надо брать уже наверно Вильнюс - Москва ? Сэкономить не получится ?
купите сразу билет туда-обратно. Вы имеете право войти в поезд на любой станции следования ;)
одно замечание и одно но:
я предъявляю литовскую годовую визу в кассах и никто мне упджд и страховку (!) не делает.

и если в вагоне нет пассажиров с билетом до вильнюса, вам в вильнюсе нито не выпустит!!!!!
год-два назад это бы прокатило, но сейчас - поверьте мне, нет. в кибартае и в кене вас не выпустят пока не пройдет пограничный контроль, если успеете выйти после него пока поезд не тронется то можете выйти в литве. но в вильнюсе вас никто не выпустит. я езжу этим поездом постоянно, и видела как людей возвращали в вагон, тех кто по билету до нестерова хотел выйти в вильнюсе. если вы не хотите бросить тень на свою туристическую репутацию и не желаете попасть в черные таможенные списки - не проверяйте судьбу. ездите на автобусе в эстонию или латвию за те же деньги.
>>>я предъявляю литовскую годовую визу в кассах и никто мне упджд и страховку (!) не делает.

Честно? Не знаю что вам ответить. Серьезно. Вероятно зависит от города, от конкретной кассы. В сентябре 2008-го я покупал билет по интернету на сайте РЖД, а обменивал ваучер на Курском вокзале Москвы. Меня даже слушать не стали по поводу того, что у меня есть двойное гражданство и мне виза в Литву не нужна. Буквально навязали УПД-ЖД, который я в итоге выбросил в урну на ж.д вокзале в Вильнюсе.

>>>если вы не хотите бросить тень на свою туристическую репутацию и не желаете попасть в черные таможенные списки - не проверяйте судьбу.

Возвращают тех, кто БЕЗ действующей шенгенской визы сошел в Вильнюсе. Они не могут силой удержать в вагоне человека, у которого стоит в паспорте печать о пересечении литовской границы из Кяны. Литовцы однозначно не препятствуют в выходе в Вильнюсе тем, кто имеет действительные документы на вьезд в Литву. Я этот путь прошел 5 раз за последние 2 года. Так кто же не выпускает? Проводница? Не имеет права. Посылать ее нафиг и выходить, ибо не она определяет литовскую иммиграционную политику, а сами литовцы.

Вы только допустите на минутку, что некий британец решил сэкономить на билете и оформил билет до Нестерова. У него однократная российская виза. Он всего лишь задумал чуть-чуть схитрить и сэкономить 1000 рубле на билете и выйти в Вильнюсе. И что, ему откажут выйти и силой повезут до Нестерова? И что там? Его российская виза загашена. Его не впустят в Россию и отправят назад в Литву, где его только что не выпустили, хотя он того хотел. Как вам такая ситуация?

Когда нибудь тебя торжественно расстреляют перед строем где-нибудь на погран-переходе между Зимбабве и Конго :)))
>>>Когда нибудь тебя торжественно расстреляют перед строем где-нибудь на погран-переходе между Зимбабве и Конго :)))

Отобьемся. Свои маузеры есть :-)
Ездил так на новый год. Билет брал не павелецком вокзале. С меня взяли расписку в том, что у меня есть виза и никакого УПД не впаривали.
>>>С меня взяли расписку в том, что у меня есть виза

О, видите. Они изобрели расписки о наличии визы. На каждом вокзале свои заморочки, свои правила. И уж подавно в каждом городе. Но на самом деле, это не наша головная боль их УПД, а их. Хочется им выписывать - пусть делают. Благо, что выкинуть УПД в корзину всегда можно :-)
Вот спасибо!
Как раз в конце мая собираюсь на концерт Depeche Mode в Вильнюс.
НЕ НАДО ЛЯ-ЛЯ (из Вильнюса)
про цену билетов. Я когда-то ездил "до Нестерова", но сейчас цены поднялись. Цены из Москвы до Вильнюса перед НГ были вот такие (в кассах РЖД):

1. Поезд 029Ч, "Москва-Калининград", фирменный. 2769.40 руб.
2. Поезд 005Т, "Москва-Вильнюс". 1755.00 руб.
3. Поезд 147Ч, "Москва-Калининград". 1823.80 руб.

А вот цены обратно из Вильнюса в Москву (в кассах ЛГ) -
ПЛАЦКАРТ - 132.50 Лт; КУПЕ - 219.66 Лт; СВ - 456.87 Лт

Про вывоз контрабанды, и всё такое... При выходе на перрон в Вильнюсе вы попадаете в ласковые объятия литовской таможни. Мне искренне не хотелось бы, чтобы Вас взяли "за жопу", если Вы послушаетесь автора этого поста - и повезёте с собой сюда в Литву разные вещи и наличность. Я как-то "пожадничал" - и взял билет до Нестерова, вёз пару сотен ДВДишек - для себя, естественно, все разные - за что и выложил пошлину и НДС за все диски, сверх разрешённых 10-ти единиц. Спасибо, не надо!

Про якобы дешёвые авиалинии. Wizzair - или же Snowflake из Вильнюса и Каунаса не летают. Их здесь нет. Stockholms Planet - он же SAS. Ну, о-о-о-чень бюджетный. Ryanair есть, но он летает только в Великобританию - которая не входит в Шенген, и, стало быть, вам на хер не нужна. Если вам очень надо в Марокко, то лучше летать через Милан (оттуда билет стоит 15 евро); есть ещё flyLAL - но автор поста должен бы знать, что эта "фирма" обанкротилась - и продана некоей швейцарской фирме.
Учите матчасть
>>>Ryanair есть, но он летает только в Великобританию

Неправда. Ryanair летает из Каунаса в: Франкфурт, Дублин, Лондон, Бирмингем. Подробнее www.ryanair.com Прилетев во Франкфурт перед вами откроется порядка 25(!) направлений по всей Европе. Короче, прежде чем критиковать - проверяйте свои доводы.

>>>flyLAL - но автор поста должен бы знать, что эта "фирма" обанкротилась - и продана некоей швейцарской фирме.

Какая разница кому она продана? Они есть? Есть. Летают? Летают. Вот их сайт www.flylal.com Копание на тему у кого контрольный пакет акций - это вне сферы интересов пассажира. Ryanair тоже на 30% принадлежит эмиратским шейхам, так что, теперь с ними не летать и твердить об их финансовых затруднениях? А Air France были на грани разорения, и объединились с KLM - так что, так и будем их считать банкротами? :-)

>>>При выходе на перрон в Вильнюсе вы попадаете в ласковые объятия литовской таможни. Мне искренне не хотелось бы, чтобы Вас взяли "за жопу", если Вы послушаетесь автора этого поста - и повезёте с собой сюда в Литву разные вещи и наличность.

А кто сказал, что ввоз денежных средств в Литву является преступлением? Вы невнимательной прочитали текст. Речь шла о том, как ВЫВЕЗТИ из РФ деньги. А не о том, как их ввезти в Литву. Таможенная границы Литвы, кстати, находится на станции Кяня на границе с Белоруссией. А отнюдь не на вокзале Вильнюса. Если ввозите крупные суммы в Литву, вы должны их задекларировать в Кяне. И вам выдадут таможенную декларацию с печатью о ввозе денег. Еще раз - ввоз денег не является преступлением, но на ввозящем лежит обязанность их декларирования.

>>>НДС за все диски, сверх разрешённых 10-ти единиц.

А зачем везти в Литву контрафактные диски? Это противозаконно. Вы нарушаете закон, а претензии представляете почему то мне. Меж тем, в тексте нет ни слова про ввоз в Литву промышленных партий товара. А исключительно про ВЫВОЗ денег из России, и слово "контрабанда" cказано исключительно в шутку.

>>>3. Поезд 147Ч, "Москва-Калининград". 1823.80 руб.

Неправда. Вот возьмите и прямо сейчас зайдите на сайт www.rzd.ru и посмотрите сколько стоит этот поезд до Вильнюса, и сколько до Нестерова. Я эти цифры сверил, прежде чем публиковать статью. А вы - нет.
Умный вы какой. А в чем смысл оформления УПД вообше?